Мы — цифровые личности?
Телефон не ловит, сайты не открываются, новости не грузятся. Снова и снова нажимаешь на кнопку «обновить», но ответа нет. Становится тихо. Слишком тихо.
Первое чувство — раздражение: «Ну, опять сеть упала». Затем волной накатывают тревога, паника, ощущение, будто ты выпал из реальности. А дальше может начаться внутренний хаос, вопросы: «Что происходит?», «Почему я так остро реагирую?», «Со мной что-то не так?»
В эти дни многие из нас могут сталкиваться с похожими ощущениями. И нет, это не о том, что с нами что-то не так. Это отражение реальности, в которой мы живем. А живем мы в условиях гиперподключенности.
В современном мире отключение связи — это не просто неудобство. Это ощущение, что исчезло что-то важное, возможно, даже часть нашей личности. Психолог Галина Солдатова называет это «цифровой личностью».
Без интернета, словно нет новостей, нет мемов, нет сообщений. Нет пространства, в которое мы привыкли убегать, а значит — нет точки, к которой мы — вы и я — привязаны. Мы остаемся наедине с внешним — и это может быть очень страшно. Но страшно только в первые моменты, и только потому, что мы отвыкли от двух вещей: скуки и необходимости развлекать себя чем-то вне телефона.
Безусловно, речь может идти и о работе, и о процессах, которые завязаны на онлайн-коммуникации. И о том, что мы привыкли к быстрому отклику. Отличный повод задуматься об этом.
Тест: Насколько вы зависимы от гаджетов?
- 1/8
Когда вы просыпаетесь утром, что делаете первым делом?
Беру телефон, чтобы проверить соцсети или почитать новости
Смотрю время или быстро проверяю личные сообщения
Умываюсь и завтракаю, телефон остается на потом
В чем суть страха остаться без связи
Связь, которую мы устанавливаем с помощью устройств, во многом связана с ощущением безопасности и контроля. Мы привыкли к состоянию информированности. Если мы знаем, видим, можем позвать на помощь, найти ответ, то мы как будто в безопасности. Реальность показывает, что это не так, но иллюзия сохраняется.
Кроме того, это о нашем отражении. С помощью телефона мы проверяем: «А я есть?», «А со мной все нормально?», «А мир в порядке?». Когда экран гаснет, запускается очень древний сигнал в мозгу: «Я один, это опасно». Это эволюционный страх.
Если вы тревожитесь — это не слабость, ничего патологичного не происходит. Вы сталкиваетесь с чувствительность к потере ориентиров. Другая причина — неопределенность. Нам важно знать, сколько это продлится. Неопределенность же пугает. Это еще одно эволюционное наследие. Мозг не любит не знать.
Что может происходить в теле в момент отключения связи?
Напряжение, скачки пульса, трудность с дыханием;
Мысли, которые бегут по кругу: «Вдруг что-то случилось», «А если я что-то упускаю», «Я не могу без этого»;
Страх «Я пропаду, буду не нужен». Или что еще хуже: «Я как будто в ловушке». У тех, кого в детстве воспитывали, ставя в угол, может возникнуть ощущение «Я наказан».
Это все — отклик на внезапную изоляцию, довольно понятный с биологической точки зрения. А еще это, как и любая экстренная ситуация, момент исследования своих болевых точек и копинговых реакций. Кто-то может начать в руминации (тревожные мысли), кто-то начать спорить с окружающими и злиться, кто-то ощутит покинутость или вину. Здорово, если получится отследить это, причем без негативной оценки, просто как факт, что вы реагируете так. Потом можно будет подумать об альтернативных способах справиться с ситуацией.
Что можно сделать, если начинается паника
Признать: «я напуган(а)». Любые чувства важно нормализовывать. Во-первых, потому что они действительно нормальны, во-вторых, потому что это первый шаг к тому, чтобы с ними что-то делать и почувствовать «Я у себя есть». Не нужно делать вид, что вы «нормальный взрослый». Сейчас страшно, и это уже хорошее основание позаботиться о себе.
Вернуться в тело. Для этого можно использовать следующие техники:
Сделать пять глубоких вдохов и медленных выдохов;
Потрогать предметы рядом. Назвать их: «это стол», «это моя кружка», «это подушка»;
Встать, пройтись по комнате, подвигать руками. Телу важно понимать, что оно не в ловушке.
Что дальше?
Поиск ориентиров
Записать: где я, что я могу сейчас, что точно не угрожает.
Повторить: «Это временно», «Я могу с этим справиться», «Я не один/одна». Или, если вы, например, работали в терапии через диалог внутренних фигур, обратиться с позиции Мудрого Взрослого: «С тобой все будет хорошо, ты справишься».
Простые действия
Налить себе воды, заварить чай, укутаться в плед.
Найти книгу, журнал, блокнот и начать писать: что я чувствую, что я хочу сейчас, чего мне не хватает.
Если рядом есть близкие, которые испуганы, то точно не стоит говорить: «Да перестань», «Все нормально». Это обесценивает: вы не знаете, в какую травму попадает человек. Лучше сказать те же слова, что я предложила выше: «это временно», «я вижу, что тебе страшно, и я рядом», «давай вместе просто подышим».
Предложить совместное дело: включить музыку, заварить чай, придумать абсурдную теорию, куда делся интернет. Юмор здорово спасает в таких ситуациях.
Если вы знаете, что связь пропадет, полезно собрать нужные вещи (бумажные деньги, бумажная карта или скачать электронную), написать себе план: что я делаю, если связи нет час, шесть часов, сутки.
Немного глубже: чего мы боимся на самом деле
Отключение связи — это своеобразная метафора потери связи с собой, с другими, с миром. Мы боимся остаться никому не нужными, пропасть для них. Нам страшно оказаться беспомощными. Телефон дает ощущение, что самые близкие остаются на связи, даже если далеко.
Но это же и о том, что мы разучились опираться на незнакомых нам людей, атомизировались. Но люди не так уж изменились, стоит поразмышлять об этом. Это показывали и кризисные ситуации в прошлом. Например, поведение людей во время теракта в метро Санкт-Петербурга, когда люди делились друг с другом всем — приглашали домой, привозили воду.
Если действительно случится экстренная ситуация, нам помогут. Это полезно напомнить внутренней тревожной части. Но речь идет о временном отключении, а значит, о времени, которое можно использовать себе на пользу. Посмотреть по сторонам, увидеть то, что мы привыкли не замечать, уткнувшись в экран.
И конечно, есть связь, которую не может отключить ни одна сеть: это внутренняя «сцепка» с собой. Мы все еще способны выдерживать тишину и быть с собой, даже если внешние опоры исчезли.

Клинический психолог, КПТ и схема-терапевт. Автор телеграм-канала «Психолог пишет…»
Личный сайт