Колыбель для взрослого

Любовь — огромная сила. А материнская любовь к тому же — необходимая. Если в детстве ее было недостаточно, мы вырастаем с не­­утоленной потребностью в материнской заботе и нежности и продолжаем искать ее в других: партнере, друзьях и знакомых. Мы рискуем быть в поиске вечно, потому что никто не может любить так сильно и безусловно, как мать. Как восполнить этот дефицит?

Начало

Психотерапевтическая групповая практика «Добаюкивание», разработанная клиническим психологом Викторией Аверкиевой, помогает пережить опыт, максимально схожий с отношениями «мать — дитя». Каждый участник получает одну из двух ролей по жребию.

«Я доверяю информационному полю группы: кто какую роль вытянул, тот в ней и будет на первый день, а на следующий — в другой, — рассказывает мастер добаюкивания, телесноориентированный психолог и системный семейный терапевт Татьяна Тимченко.

— Мужчины тоже приходят в практику, но только в роли ребенка, потому что для материнской роли нужна женская энергетика, которую невозможно заменить. А на следующий день, когда «мама мальчика» станет «ребенком», ее добаюкает доула-помощница по пространству, или, как ее еще называют, няня мам».

Перед практикой «мамы» выходят в другое помещение, и ведущая рассказывает им, как интуитивно выбрать «своего ребеночка», а «дети» в зале устраиваются в гамаках и надевают повязки на глаза, которые снимут только в конце практики.

«Тренинг длится два дня по шесть часов, чтобы у нас было достаточно времени для неспешного включения в процесс, его проживания и экологичного выхода из него», — продолжает Татьяна Тимченко. Каждый участник проживает три периода развития ребенка:

1) внутри­утробный;
2) рождение;
3) возраст до одного года.

Возвращение в утробу

Включается запись, воспроизводящая звуки, которые ребенок слышит, находясь в животе матери: шум крови, стук сердца и звук дыхания. В этот момент клиенты в роли детей проживают перинатальный (дородовой) период. «В моей практике была женщина 62 лет, для которой я была в роли «мамы», — вспоминает Татьяна Тимченко. — Она не хотела рождаться, ей было хорошо в «животике», и она была уверена, что после рождения мама ее не полюбит».

Чувства и переживания, которые мы получили в детстве, живут с нами всю жизнь, они в нас прошиты. Но мы приходим в практику взрослыми и можем перезаписать новый опыт. «Мама» — как ключик, который открывает детское пространство, его содержимое проявляется, поднимается.

«Это и невыплаканные слезы, и невысказанные слова. «Мама» сопровождает «ребенка» в его процессе, контейнируя детские чувства, выдерживая его напряжение, — подчеркивает психолог. — Я забочусь о том, чтобы женщина в роли «мамы» не начала считать себя причиной того, что происходит с «ребенком» в гамаке. У них общее поле, обязательно будут какие-то пересечения, но процессы у каждого свои».

Колыбель для взрослого

Новое рождение

Через час после начала «Добаюкивания» фоновые звуки меняются, и, как в настоящих родах, «ребенок» сам решает, когда появиться на свет. Если он уже чувствует импульс и желание, то начинает «рождаться» — выходить из гамака. Таким образом он принимает решение жить на уровне тела: оно наполняется витальной энергией.

Если ребенок рождается путем кесарева сечения или его вытаскивают щипцами, он не проходит важный этап «собирания тела». А в «Добаюкивании» он может сказать себе: «Я рождаюсь по собственной воле», добрав таким образом опыт, которого ему не хватало. «Это момент, когда мы берем пульт управления в свои руки», — замечает психолог.

45-летняя Надежда пришла на «Добаюкивание» с целью родиться природным путем: «Моей маме делали кесарево. Я интересовалась психологией и поняла, что это повлияло на мою жизнь: как будто я не совсем заслужила появление на свет. Но на этот раз я прошла свой путь на cвет заново и получила от «мамы» не только заботу и тепло, но и разрешение на то, чтобы быть собой, слушать себя, иметь свое мнение и защищать его».

Надежда по-прежнему работает на том же месте, живет в том же доме. Но ее самоощущение изменилось: она чувствует опору внутри себя.

Что взять с собой на Добаюкивание

«Ребенку»:

  • повязку на глаза;
  • широкую простыню;
  • плед;
  • теплые носки;
  • небольшую подушку;
  • символический подарок «маме».

«Маме»:

  • удобную одежду;
  • плед;
  • еду для «ребенка»: фруктовое пюре в мягкой упаковке и бутылочку воды.

Благодарность

В третьей части практики звучат колыбельные. Мамы донеживают своих «новорожденных», кормят. Для детей это имеет символическое значение: «Я принимаю дары этого мира».

Затем «мама» пеленает дитя, приговаривая благословения, «ребенок» плотнее ощущает свое тело и его границы, а то внутреннее напряжение, с которым он живет, находит выход. Завершаются процессы, которым пора завершиться, и освобождается пространство для нового в жизни. После пеленания «ребенок» снимает повязку с глаз, встречается с «мамой», они обнимаются, обсуждают свои впечатления, благодарят друг друга. «Ребенок» дарит «маме» маленький подарок — признание ее трудов.

У ребенка в доречевом периоде нет словесной памяти, поэтому возможности разговорной терапии в исцелении детских травм ограничены, считает Татьяна Тимченко: «Если клиент замечает, что в голове пусто, значит, на ту глубину, где находится его уязвимая часть, нет доступа через слова. Но есть через тело, которое помнит все». Практика исцеляет бессловесные травмы и дает новый положительный опыт, который запечатлит память тела.

Колыбель для взрослого

Любовь

«Родители рано умерли, я еще в школу не ходил и чувствовал обиду, словно мама бросила меня, — вспоминает 37-летний Валерий. — И даже когда осознал, что это детское восприятие, избавиться от горечи не мог. И не мог дать в полной мере любовь сыну. А на практике я ощутил всем телом, что моя мама любит меня даже сейчас, когда ее нет».

В детстве родители были для нас богами и удовлетворяли наши потребности. Если мама в восприятии ребенка заботливая и поддерживающая, то ребенок получает послание: «Бог на моей стороне. Мир заботится. Мир за меня». Задача, которая лежит в основе «Добаюкивания», — обрести любящую «маму» внутри себя, получить большую Силу, которая точно на моей стороне.

И если у нас есть дети, передать им свой новый опыт любви. «У меня три дочери, тяжело отпускать их, поэтому я их критикую, поучаю», — рассказала 42-летняя Елена. В «Добаюкивании» она прожила свою боль и поняла, что можно и любить, и позволить себе отпустить ребенка во взрослую жизнь.

Что будет после тренинга?

Результат зависит от готовности участника пойти на «свою» глубину, объясняет психолог Татьяна Тимченко. Получив ресурс любви, он сможет строить новые отношения с собой и миром.

«Ребенок»:

  • создает базовую безопасность и веру в свои силы;
  • перестает «искать маму» в других и требовать от них любви;
  • перестает критиковать себя, оценивать и сравнивать с другими;
  • избавляется от детских психологических травм;
  • получает опыт безусловной любви, на который сможет опираться в дальнейшей жизни;
  • слышит слова одобрения, которых не хватало;
  • чувствует мамину заботу и тепло;
  • заполняет любовью внутреннюю пустоту;
  • перестает ревновать к братьям и сестрам;
  • эмоционально отделяется от родителей.

«Мама»:

  • открывает в себе поток безусловной любви;
  • учится любить ребенка «просто так», таким, какой он есть;
  • принимает себя как «хорошую», избавляется от чувства вины, что недодала своим детям;
  • избавляется от стереотипного образа «идеальной матери»;
  • эмоционально готовится к рождению ребенка;
  • получает ресурс в период послеродовой депрессии;
  • учится налаживать отношения с приемными детьми;
  • отпускает непомерные страхи за детей;
  • разрешает внутренний конфликт «родитель — взрослый ребенок».