Личный опыт: я живу с биполярным расстройством II типа
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«В какой-то момент я обнаружила себя на окне, оценивающей, умру ли я, упав с пятого этажа»

Ольга, 27 лет

Мне поставили диагноз только в этом году, но я с подросткового возраста знала, что со мной что-то не так. С 13 лет меня преследуют суицидальные мысли. Это не просто мысли, на которые можно не обращать внимания, и вызваны они не какими-то «объективными» причинами вроде расставания с парнем или ссорами с родителями. Нет, это будто часть меня, что-то в моей голове, что говорит мне, будто смерть — это выход и сладкая награда. Мне приходилось силой удерживать себя на краю платформы или крыши.

С самого детства я также очень бурно реагирую на происходящее со мной. Как будто мне становится физически больно от разных психологических факторов. Первый депрессивный эпизод случился в 9 классе — там были объективные триггеры, отправившие меня вглубь себя. Я царапала себе лицо, плакала каждый день. Ощущение было, что схожу с ума. Я умоляла родителей вызвать врача, психиатрическую помощь, но они думали, что я «привлекаю к себе внимание». Я уходила из дома и жила у бабушки.

Спустя восемь месяцев эпизод прекратился сам по себе… и за ним последовала гипомания

Это я сейчас уже термины все эти знаю, а тогда подумала, что мне стало лучше. Гипомания длилась тоже около восьми месяцев: у меня было очень много энергии, я ходила в театральный, придумала свой язык, организовывала движухи всякие, ездила на олимпиады. Из неприятного: попала в детскую комнату милиции, но все удалось уладить, потому что я была примерной и послушной девочкой-отличницей.

В университете было два депрессивных эпизода и один гипоманиакальный. Все остальное время называется ремиссией. В конце 2021 года у меня была легкая депрессия, которая в январе и феврале переключилась на гипоманию. Далее февральские события уронили меня в такое состояние, что я не могла встать с кровати и поесть, не могла ходить в душ и работать. В какой-то момент я обнаружила себя на окне, оценивающей, умру ли я, упав с пятого этажа. Поняла, что не умру, инвалидом не хотела остаться, а из дома выйти было тяжело.

Мой интернет-друг сказал пойти к врачу — я пошла к платному психиатру. Рассказала ему все (помогли личные дневники, которые я вела с 11 лет), а он поставил легкий эпизод депрессии и БАР-2 под вопросом. Потом БАР-2 подтвердили два других психиатра.

У биполярного расстройства есть три стадии: ремиссия, депрессия и гипомания

Они могут сменяться в любом порядке, могут проходить вообще без ремиссий. Промежутки — любой длины от двух недель. В ремиссии вы себя чувствуете как обычный человек, бывает плохо, бывает хорошо по какой-то причине. В депрессии вам плохо почти все время. Это не грусть, это отсутствие удовольствия: еда кажется картонной, аппетита нет, не видите смысла ни в умывании, ни в прогулках. Все дается тяжело, с частыми суицидальными мыслями и попытками себе навредить, чтобы хоть немного получить эндорфины.

В гипомании обратная ситуация: тебя штырит, как от наркотиков (схоже по описанию). Энергии через край, высыпаешься за три часа. Я ночью переводила стихи с иностранных языков — написала 200 страниц за 2 месяца. Кажется, что ты все знаешь и у тебя точно все получится, знаешь, как все в этом мире устроено. У кого-то еще повышается либидо, но не у меня — я слишком восхищалась своим великолепием, чтобы отвлекаться на других людей. Правда, концентрация внимания сильно страдает.

Если кратко, то на стадии гипомании в ваш мозг поступает живой эндорфин. Вы на нем кайфуете, тратя ресурсы организма, а потом наступает ломка — депрессия. Но в отличие от наркоманов, вы не можете выбирать — мозг сам решает, что с вами сделать сейчас, дать энергию или забрать.

Первый врач прописал мне только антидепрессант без нормотимика (стабилизатора настроения)

В рамках БАР так делать нельзя. У меня был переизбыток серотонина, и я начала наносить себе повреждения уже серьезнее, чем царапание лица. Я уехала в другой город за 1000 км, пошла к другим врачам, и только в августе мне подобрали подходящие медикаменты: антидепрессант и два нормотимика.

Я пью таблетки, алкоголь не употребляю, но для меня это не трагедия. Думаю, что выхожу в ремиссию — веду календарь настроений в телефоне, где можно увидеть, что все более-менее уравнивается. Я снова могу работать (я онлайн-репетитор) и получать от этого удовольствие. Пока не могу вернуться к хобби (раньше я лепила каждый день), но пробую новое. Так, научилась неплохо готовить.

Наверное, в глубине души родители знали, что со мной что-то не в порядке, но им было сложно, потому что они, наверное, винили себя. Я не выходила из дома месяца два, не хотела общаться. После посещения врача ко мне пришла мама, я ей все рассказала — она мне поверила. Но не все друзья воспринимают мой диагноз нормально.

Кто-то говорит, что таблетки — это наркотики, что они меняют личность, что надо просто «позитивно мыслить»

Я радуюсь за них, что они не чувствуют того же, но общаться больше не хочу. Зато у меня появилось много новых знакомых и друзей именно с диагнозами — они относятся ко мне с большим пониманием.

Предполагается, что, раз я почти вышла в ремиссию, принимать антидепрессант и нормотимики будет нужно еще три месяца, а потом постепенно снижать дозу антидепрессанта. Быть может, нормотимики буду принимать долго. А как только у меня будут симптомы изменения состояния (опять же, на календаре настроений), мне нужно будет идти к врачу. Вообще, это заболевание на всю жизнь, но могут быть довольно долгие ремиссии — у меня была целых 3 года. Если вовремя обращаться к врачу, то можно нормально себя чувствовать.

Не бойтесь идти к психиатру. Депрессия может сделать вам настолько плохо, что потом будет уже поздно что-то менять. Это такая же болезнь, как гастрит или ларингит, ничего стыдного и страшного в ней нет. Надо вовремя подобрать лекарства, и качество жизни значительно улучшится.

Личный опыт: я живу с биполярным расстройством II типа
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«БАР — это тяжелое заболевание, и если его не лечить, то оно может разрушить жизнь человека»

Светлана Федотовская, психолог

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это хроническое заболевание, при котором человек испытывает нетипичные перепады настроения и уровня энергии. В основе БАР лежит сбой биохимических процессов в организме.

Настроение при биполярном расстройстве меняется циклично: от минимально низкого (депрессия) до предельно высокого (мания) уровня. Бывают варианты смешанных фаз, когда в одно время проявляются симптомы и депрессии и мании. Эпизоды депрессии и мании могут сменять друг друга или чередоваться промежутками психического здоровья, которые называют ремиссией. В ремиссии человек чувствует себя так же, как до болезни, психика и личностные свойства человека полностью восстанавливаются.

Как отличить БАР от простого плохого настроения? Настроение изменчиво, но за его сменой стоит конкретная причина, например ссора с близким человеком. Нарушение сна и аппетита — симптомы биполярного расстройства, которые говорят о том, у человека проявилась болезнь, а не просто плохое настроение. При БАР настроение не зависит от обстоятельств и остается неизменным в течение длительного времени. Улучшить настроение при депрессии невозможно теми способами, которые раньше помогали человеку.

Упадок сил в депрессивной фазе ощущается настолько остро, что обычные обязанности становятся непосильной задачей

Часто человек в депрессии списывает свое плохое состояние на лень или слабость характера и не обращается за помощью. Огромную психическую боль причиняют человеку и другие симптомы депрессии: чувство вины, бессмысленности, тревоги или страха, потеря интереса и удовольствия от ранее приятной деятельности, неспособность концентрироваться, заниженная самооценка, мысли о смерти и самоубийстве.

БАР — это тяжелое заболевание, и если его не лечить, то оно может разрушить жизнь человека. Маниакальное состояние, особенно его легкая форма (гипомания), может привлекать человека, болеющего БАР. Мании свойственно приподнятое настроение, невероятный подъем энергии, сильная эйфория, ускоренное мышление, сверхсамоуверенность с грандиозными идеями, малая потребность во сне, повышенный риск и утрата нормальной социальной сдержанности.

Маниакальная фаза опасна, так как ведет к рискованному поведению, необдуманным поступкам, безрассудным тратам и резкому ухудшению отношений с близкими. Часто сразу за манией приходит депрессия, и человек снова попадает в новый круг болезненных состояний.

В чем отличие БАР I от БАР II? 

При БАР II типа депрессивные состояния чередуются с эпизодами легкой мании (гипомании), тогда как при БАР I типа состояния мании более острые.

Самая лучшая профилактика новых эпизодов болезни — это медикаментозная поддерживающая терапия на постоянной основе. Психообразование занимает второе место по эффективности после медикаментозного лечения. Профилактика БАР заключается в том, что человек с этим заболеванием внимательно следит за своим настроением и вовремя обращается к специалистам, если появляются первые симптомы. Следующий шаг — необходимо выявить и минимизировать свои триггеры биполярного расстройства (ситуации, события и типы поведения, запускающие новые эпизоды болезни). 

Стабильный образ жизни является самым лучшим и надежным средством для поддержания себя в норме. Режим сна и приема пищи, физическая активность, отдых, общение, хобби, работа с психотерапевтом — без этих условий невозможно добиться хорошего состояния при БАР.

Биполярное расстройство — это хроническое заболевание. И как любое хроническое заболевание, оно требует постоянной поддерживающей лекарственной терапии. Только при этом условии человек с БАР может обезопасить себя от новых эпизодов депрессии и мании. Если же новый эпизод случится, он не станет таким тяжелым и разрушительным. При постоянной поддерживающей терапии и психообразовании человек с биполярным расстройством может жить на уровне человека без психического диагноза.

«Сочетание медикаментов и когнитивно-поведенческой терапии работает лучше, чем просто прием таблеток»

Яна Семенова, психолог

Аффективные расстройства — группа заболеваний в МКБ (Международной классификации болезней), которая включает в себя биполярные и депрессивные расстройства. Заподозрить их можно, если вы замечаете у себя периодические выраженные смены настроения, длящиеся как минимум 1-2 недели, — так называемые аффективные эпизоды.

Основными типами аффективных эпизодов являются:

Депрессивный

Период почти ежедневно подавленного настроения и снижения интереса к деятельности, который длится не менее двух недель и сопровождается другими симптомами, такими как трудности концентрации внимания, чувство безнадежности, бесполезности, чрезмерной или неуместной вины, повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, изменения аппетита и сна, психомоторное возбуждение или заторможенность, снижение энергии или усталость. По степени выраженности симптомов бывает легкий, умеренный и тяжелый, последние два могут сопровождаться психотическими симптомами (бред и галлюцинации).

Маниакальный

Характеризуется эйфорией, раздражительностью или экспансивностью, повышенной активностью или субъективным ощущением повышенной энергии. Сопровождается другими характерными симптомами, такими как быстрая или напряженная речь, скачки идей, повышенная самооценка или ощущение величия, снижение потребности во сне, отвлекаемость, импульсивное или безрассудное поведение, быстрая смена различных эмоциональных состояний (эмоциональная лабильность). Бывает с психотическими симптомами.

Гипоманиакальный

Симптомы такие же, как у маниакального, но они не настолько тяжелые, чтобы вызвать заметные нарушения в профессиональном функционировании или в обычной социальной деятельности и отношениях с другими людьми. Они не требуют госпитализации и не сопровождаются наличием бредовых идей или галлюцинаций.

Смешанный 

Либо сочетание, либо очень быстрое чередование выраженных маниакальных и депрессивных симптомов большую часть дней в течение, по крайней мере, двух недель.

При биполярном расстройстве I типа всегда есть один или несколько маниакальных или смешанных эпизодов. При БАР II типа — один или несколько гипоманиакальных эпизодов и как минимум один депрессивный.

Аффективные эпизоды являются основными компонентами большинства депрессивных и биполярных расстройств, но диагностировать наличие и тип расстройства может только врач. Если вы подозреваете у себя какое-либо из этих заболеваний — запишитесь на дифференциальную диагностику к психиатру или, если не знаете, какую клинику выбрать и как подготовиться к визиту, — на консультацию к психологу, работающему с аффективными расстройствами. Он вам поможет выбрать врача и расскажет, что важно обсудить на приеме.

Очень важно не заниматься самодиагностикой и самолечением — неверно поставленный диагноз и неправильно подобранные препараты или их дозировка могут быть смертельно опасными для вас. Приведу пример. Если, находясь в депрессивном эпизоде БАР, начать принимать антидепрессанты без контроля специалиста, то это может «выбить» вас в манию, увеличить суицидальный риск или вероятность поведения, опасного для вас и/или окружающих. 

Если диагноз БАР подтвердится на приеме у врача, то вам, скорее всего, выпишут медикаменты и порекомендуют параллельно ходить на психотерапию

Процесс подбора препарата и дозировки — всегда индивидуальный и скорее всего вам нужно будет посещать психиатра раз в 2-3 месяца для уточнения схемы лечения и наблюдения за вашим состоянием.

Помогать наблюдать за состоянием в остальное время, отвечать на вопросы и отслеживать смену фаз вам может помочь психолог. Исследования показывают, что сочетание медикаментов и когнитивно-поведенческой терапии работает лучше, чем просто прием таблеток: снижается частота рецидивов (особенно при БАР I), уменьшаются депрессивные симптомы, снижается тяжесть мании и улучшается психосоциальное функционирование.

Кроме классической КПТ можно рассмотреть и другие доказательные методы: терапии третьей волны (DBT, CFT, ACT или схема-терапию), IPSRT или FFT. Главное — чтобы терапевт имел достаточную квалификацию и опыт работы с аффективными расстройствами.

Независимо от того, в каком подходе мы работаем, при терапии БАР с моими клиентками и клиентами мы обязательно уделяем внимание:

  • Безопасности

    Если у клиентки или клиента (чаще при БАР I) высокий суицидальный риск, есть самоповреждение или рискованное поведение, употребление ПАВ, а также психотические симптомы, то первое, что необходимо сделать, — это обеспечить безопасность, остановить деструктивное поведение. Для этих целей мы используем отдельные техники или направляем на тренинг навыков DBT. В отдельных случаях требуется госпитализация — и это тоже часть терапии.

  • Построению терапевтических отношений

    Лечение БАР — индивидуальный, небыстрый и эмоционально часто очень непростой процесс, ведь приходится менять привычки, учиться новому и уделять много сил и времени терапии. Очень помогает, если на этом пути у вас есть понимающий и поддерживающий человек. Терапевтический альянс — первая цель после того, как обеспечена безопасность. Опыт работы в схема-терапии показывает, что клиенткам и клиентам, с которыми нам удается наладить доверие и сформировать безопасную привязанность, легче дается процесс лечения.

  • Изучению своего состояния

    У каждого БАР проявляется немного по-своему. Есть даже спектр БАР, куда помимо БАР I и II входят иные «неуточненные» варианты. Знать особенности течения вашего заболевания очень важно: это помогает вовремя заметить подступающую смену фаз, изменения в работе медикаментов или новые симптомы, и соответственно среагировать.

    Для этого я рекомендую вести дневник настроения в специальном приложении emoods или в любой другой удобной форме. Это помогает понять, возникают ли обострения сами по себе или их запускают какие-то конкретные события. Если триггеры все же есть, то в рамках психотерапии можно попробовать снизить их присутствие или вовсе отказаться от поведения, которое провоцирует ухудшения.

  • Налаживанию режима

    При БАР основная цель — стабилизация состояния. В этом помогает налаженный режим дня, достаточное количество сна, регулярное питание, отдых и физическая активность. Эти параметры также можно отслеживать с помощью дневника. Отказ от работы допоздна или приема ПАВ может стать одной из целей терапии и значительно облегчить состояние клиентки или клиента.

  • Осознанности и регуляции эмоций

    Практики осознанности помогают научиться безоценочно наблюдать за собой, распознавать эмоции и телесные ощущения. Научившись этому, легче понимать, в каком мы состоянии. А навыки работы с эмоциями из DBT и ACT позволяют это состояние регулировать и стабилизировать.

  • Работе с неадаптивными убеждениями

    Параллельно с изучением своего состояния и обучением навыкам мы рассматриваем то, как убеждения о себе, других и мире влияют на нашу способность справляться с болезнью и жить той жизнью, которой мы действительно хотим. Мешающие этому (неадаптивные) убеждения мы стараемся конфронтировать и реструктурировать. В схема-терапии мы это делаем через работу с режимами и с воображением

  • Принятию своего диагноза

    БАР нельзя вылечить, можно только выйти в ремиссию. И понятно, что людям часто бывает очень непросто принять тот факт, что придется долго пить таблетки, вести дневники, наблюдать за собой и регулировать эмоции. Помогают опять же доверие к психологу, улучшение от приема лекарств и поддержка близких. 

Также есть группы поддержки для людей с БАР. Они особенно полезны тем, что на них люди получают поддержку и понимают, что они не одиноки. Однако эффективность также зависит от личностных особенностей клиентки или клиента (кому-то просто некомфортно рассказывать о своем опыте на группе), от организации, состава и опыта ведущих.

Интенсивные программы и марафоны, обещающие быстрое выздоровление, следует рассматривать с осторожностью — людей с опытом (гипо)мании они могут вывести из стабильного состояния, создать нереалистичные ожидания от себя и усилить самокритику, поскольку в реальности лечение занимает не один месяц, а при наличии коморбидных расстройств может занимать и до нескольких лет.

Активная терапия БАР длится до тех пор, пока человек не выйдет в стойкую ремиссию. Но даже после выхода в ремиссию есть шанс, что симптомы вернутся, поэтому важно продолжать наблюдать за собой, чтобы вовремя среагировать на ухудшения состояния. Частоту и длительность встреч с психологом стоит обсуждать индивидуально. В зависимости от тяжести вашего состояния это может быть как 2-3 сессии в неделю, так и 1-2 в полгода.

По моему личному и профессиональному опыту могу сказать, что выйти в ремиссию проще, если:

  1. обратиться за помощью к врачу,

  2. грамотно подобрать, вовремя корректировать и строго соблюдать схему приема таблеток,

  3. параллельно (самостоятельно или на терапии) изучить особенности своего расстройства,

  4. практиковать осознанность и навыки саморегуляции,

  5. при необходимости прибегать к поддерживающей терапии.

БАР — действительно диагноз на всю жизнь. Это очень печально, тяжело и несправедливо. Однако важно помнить, что при всем этом вы — больше, чем ваше заболевание, и при грамотном подходе к лечению у многих получается снизить его влияние до приемлемого — такого, чтобы даже при наличии расстройства вы могли жить той жизнью, которой на самом деле хотели бы.

Светлана Федотовская
Светлана Федотовская

Психолог, автор книги «Без кожи. От депрессии до мании. Как справиться с биполярным аффективным расстройством», ведущая психообразовательных онлайн-групп для людей с БАР и их родственников.

Личный сайт
Яна Семенова
Яна Семенова

Психолог, консультантка в сфере сексуальных отношений, телеграм-канал про психологию и сексологию «Я не советую»

Личный сайт