Литромантики: кто это такие простыми словами | Источник: Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017 год)
Фото

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017 год)

Кто такие литромантики кратко

Литромантик — это человек, который испытывает чувство влюбленности к человеку, но не хочет, чтобы оно было взаимным или переросло в настоящие отношения. Такие люди предпочитают наблюдать за объектом симпатии на расстоянии, мечтать, но при этом не вступать в романтические связи.

Литромантичность — одна из форм романтической ориентации. Это состояние не обязательно связано с психологическими травмами — такой тип переживания любви может быть особенностью личности.

Признаки литромантика

Среди возможных признаков:

  1. Романтическое влечение без стремления к отношениям. Человеку кто-то нравится, но он не хочет встречаться, сближаться.

  2. Безразличие или дискомфорт при взаимности. Это не обязательно страх, скорее — внутреннее отторжение от «‎романтической нормы».

  3. Любовные фантазии — без желания воплощения. Литромантики могут мечтать о признаниях, свиданиях, идеальной любви. Им комфортна воображаемая влюбленность, не связанная с реальным взаимодействием.

Откуда пошло?

Слово «литромантик» произошло от английского термина lithromantic:

  • Lith- — приставка из древнегреческого λίθος (lithos) — «камень»,

  • Romantic — «романтический», от лат. romanticus.

Первоначально слово lithromantic появилось в сообществах асексуального и аромантического спектра (в основном на англоязычных платформах вроде Tumblr и Reddit) примерно в 2010-х годах. Там обсуждались разные виды романтического влечения, и потребовалось слово, чтобы описать людей, которые испытывают романтические чувства, но не хотят, чтобы эти чувства были взаимными.

Сравнение с камнем здесь символично: чувства есть, но они твердые, замкнутые и не предполагают развития во внешнем мире — словно застыли внутри.

В русском языке термин стали использовать позже, после 2015 года, и сейчас он постепенно начал набирать популярность.

Виды литромантиков

Один из критериев, по которым различают виды литромантичности, — это реакция на взаимность: кто-то сразу теряет интерес, а кто-то пугается, но при поддержке может выстроить контакт. Все индивидуально.

  1. Романтик на расстоянии. Влюбляется издалека — в звезду, преподавателя, знакомого, с которым почти не общается. Чем меньше шансов на реальную связь, тем сильнее чувства.

  2. Боящийся взаимности. Чувства возникают, но как только объект симпатии отвечает — появляется тревога, отстранение, даже отвращение. Этот тип часто путают со «страхом близости».

  3. Фантазирующий литромантик. Влюбляется в идеальный образ — чаще всего в своей голове. Настоящий человек не интересен или разочаровывает.

  4. Переживший травму. После предательства, абьюза или тяжелых отношений человек не пускает никого близко. Влюбиться — еще возможно, а вот построить отношения — страшно.

  5. Осознанный литромантик. Понимает свои особенности и не стремится их «исправить». Ему комфортно в односторонней влюбленности, и он не хочет отношений — это его выбор, а не проблема.

Что делать, если ты литромантик

Прежде всего — не пугаться, это не болезнь. Люди с таким восприятием могут жить счастливо. Важно разобраться в себе: вам действительно так комфортно? Или за этим стоит страх?

Если вы хотите строить отношения, но не получается, — можно обратиться к психологу. Он поможет понять, как и почему вы избегаете близости.

Как перестать быть литромантиком?

Избавиться от литромантичного подхода можно через работу с установками и страхами. Хотя литромантичность не является психическим заболеванием или синдромом, она может напоминать некоторые психологические особенности: избегающий тип привязанности, фобию близости, контрзависимость. Идеально проработать это со специалистом.

Причины литромантичности

С психологической точки зрения люди становятся литромантиками по нескольким причинам. Вот ключевые факторы:

1. Избегающий стиль привязанности

Если в детстве близость была нестабильной или болезненной, человек привыкает отстраняться. Родители могли быть холодными, контролирующими или наоборот — слишком навязчивыми. Это формирует страх сближения, даже если симпатия есть.

2. Страх уязвимости

Влюбленность делает человека эмоционально открытым, и это пугает. Как только симпатия становится взаимной — появляется тревога, отстранение, желание сбежать.

3. Идеализация любви

Человек может влюбляться в образ, а не в реального человека. Реальные отношения не совпадают с фантазией, и возникает отторжение.

4. Перенасыщение романтикой в культуре

Сериалы, книги, соцсети создают завышенные ожидания от любви — в жизни это трудно реализовать, и человек предпочитает безопасную влюбленность без контакта.

5. Травматический опыт

Предательство, насмешки, неразделенная любовь или абьюз в прошлых отношениях часто оставляют след. В будущем человек может бессознательно избегать взаимности, чтобы не повторить боль.

6. Черты личности

Интровертность, эмоциональная сдержанность. Такие люди чувствуют себя комфортнее, когда любовь остается внутри них, без развития во внешнем мире.

Литромантики в искусстве

Прямых упоминаний литромантиков в кино и литературе нет — сам термин появился совсем недавно. Но образы героев, которые влюбляются, но не хотят или не могут быть в отношениях, встречаются в книгах и фильмах. Вот несколько примеров, которые можно интерпретировать как литромантичные.

Франческо Петрарка и Лаура

Франческо Петрарка и Лаура | Источник: Картина, написанная неизвестным художником около 1510 года, считается работой школы Бартоломео Венето

Франческо Петрарка и Лаура

Фото

Картина, написанная неизвестным художником около 1510 года, считается работой школы Бартоломео Венето

Итальянский поэт воспевал свою возлюбленную в сборнике «Книга песен». Лаура была либо замужней женщиной, либо вообще могла быть литературным образом — точно это неизвестно. Петрарка никогда не вступал с ней в реальные отношения, поэт идеализирует ее — она становится музой, символом красоты, чистоты, даже божественного начала. Это один из первых примеров литромантичности в европейской культуре.

«Обломов» Ивана Гончарова

Источник: Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980 год)
Фото

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980 год)

Обломов из романа Гончарова искренне тронут вниманием Ольги, ее красотой и энергией, но как только отношения требуют действий и изменений — он отступает. Его чувства похожи на увлечение, мечту о том, каким он мог бы быть рядом с ней, а не на глубокую любовную привязанность. Идея о совместном будущем существовала лишь в его воображении, а действия вызывали тревогу и усталость.

«Бегущий по лезвию 2049» (Джо Уокер, 2017)

Источник: Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017 год)
Фото

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017 год)

Герой Райана Гослинга влюбляется в Джой — голограмму, созданную для эмоциональной поддержки. Мужчина отказывает реальным женщинам и воспринимает Джой как свою любовь и спутницу, хотя она не обладает телесной формой — их отношения построены на иллюзии близости. Это тонкий и технологичный образ литромантичности будущего.