Ловушка самоуспокоения: как мы в нее попадаем и что помогает выбраться

Как заметил Бенджамин Франклин, «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, кроме смерти и налогов». Насчет смерти не поспоришь, а вот налоги некоторым удается обойти. Но все-таки: можно ли хоть в чем-то быть полностью уверенным?

Кто возьмется утверждать, что завтра не попадет в аварию или не подхватит опасную болезнь? Можем ли мы заранее знать, что не допустим ошибку, которая обернется непоправимой бедой? Твердо гарантировать, что будем любить партнера до скончания века? Конечно нет!

На самом деле ни в чем нельзя быть уверенным до конца. Поэтому большинство просто делает вид, что это так, поддерживая счастливую иллюзию. Некоторым, впрочем, не дает покоя желание знать все наверняка. Они все перепроверяют, интересуются мнением окружающих. Снова и снова уговаривают себя, что все хорошо.

Это помогает, но ненадолго. Такие люди становятся чересчур мнительными. Или во всем сомневаются и никак не могут принять решение. То есть «зависают» между стремлением убедиться и самоуспокоением.

Вы склонны автоматически представлять худшие последствия из возможных, а потом часами уверять себя, что не столкнетесь с ними? Бесконечно обдумываете прошлые действия и сомневаетесь в чистоте своих намерений? Разбираете по косточкам свои мысли, поведение и настроение, чтобы убедиться, что поступаете правильно? Значит, неопределенность стала вашим врагом.

Ободряющие слова, чужие или наши собственные, несколько притупляют страх. «Этого не произойдет»», «я все предусмотрел», «такого не может быть» или «все не так уж плохо». Мы испытываем временное облегчение. Но только временное. Потому что вопрос «А точно ли я уверен?» продолжает звучать у нас в голове. А с ним приходят тревога, чувство вины и смятение. Мы опять терзаемся теми же вопросами и ищем успокоения. Мы застреваем в этом цикле и теряем способность действовать.

ВЗВОЛНОВАННЫЙ НЫТИК, МНИМЫЙ УТЕШИТЕЛЬ И ГОЛОС МУДРООСТИ

Эта навязчивая, непреодолимая потребность в подбадривании себя называется ловушкой самоуспокоения. Ею управляют два внутренних голоса: Взволнованный нытик и Мнимый утешитель. Третий «собеседник», Голос мудрости, беспристрастно наблюдает, комментирует и подсказывает выход из ловушки. Конечно, если мы готовы к нему прислушаться.

Взволнованный нытик заставляет сомневаться: «Что, если…», «Да, но…». Он вызывает тревожные мысли и чувства. У него необычайно богатое воображение, он постоянно подсовывает картинки ужасных сценариев и катастроф. Ему надо знать наверняка, что все будет в порядке.

Он просит об успокоении и возмущается, когда ему предлагают смириться с неопределенностью. Этот голос не допускает компромиссов и не умеет ждать. Все срочно, все важно! Он умоляет унять тревогу, требует внимания и заботы, причитает и стонет, когда остается один.

Голос Мнимого утешителя всегда раздается в ответ на малейший намек на беспокойство или сомнения. Он мгновенно реагирует на все наши «Что, если…». Его миссия — немедленно ублажить Взволнованного нытика. Он спорит, запрещает, рассуждает и старается отвлечь от предостережений, советует не обращать внимания на происходящее.

Голос мудрости умеет снисходительно относиться к играм разума и не ввязываться в бесполезную перепалку

Проблема в том, спокойствия, которое дарит нам наш внутренний Мнимый утешитель, хватает ненадолго. Его голос быстро выдыхается и уступает «микрофон» Взволнованному нытику, который сразу обозначает новую причину для опасений. Похоже, последнее слово должно остаться за ним. Тревога вновь возрастает.

Но тут в «беседу» вступает Голос мудрости. Он давно в курсе, что сомнения — естественное порождение человеческого разума, что некоторые мысли не стоят пристального внимания и неотложных действий, к тому же, все варианты развития событий предусмотреть невозможно.

Он видит, что любое стремление к полной уверенности безнадежно и только умножает смятение. Понимает, что большинство мыслей, в том числе извечное «что, если», не нужно принимать за предупреждение об опасности. А также знает, что мозг нередко подает ложные сигналы тревоги. И потому лучше всего не реагировать на них сгоряча, а чуть повременить.

Голос мудрости звучит осознанно. Он умеет снисходительно относиться к играм разума и не ввязываться в бесполезную перепалку между Взволнованным нытиком и Мнимым утешителем. Способность Голоса мудрости отстраненно наблюдать за внутренними диалогами в реальном времени — это и есть ключ, который поможет нам выбраться ловушки самоуспокоения. По сути, его задача — справедливо разрешить конфликт между Взволнованным нытиком и Внутренним утешителем, не осуждая и не критикуя ни того, ни другого.

КАК СПОРЯТ ВЗВОЛНОВАННЫЙ НЫТИК И МНИМЫЙ УТЕШИТЕЛЬ

Когда мы попадаем в ловушку самоуспокоения, между двумя антагонистами звучит типичный диалог.

Взволнованный нытик: «Кажется, я не выключил плиту».

Мнимый утешитель: «Не глупи! Конечно же, выключил. Ты всегда ведешь себя осторожно и ответственный».

Взволнованный нытик: «Да, но два года назад я почти вышел из дому и вдруг заметил, что одна горелка не выключена».

Мнимый утешитель: «Да ладно, никто не безупречен. Не казни себя за разовую оплошность».

Взволнованный нытик: «А вдруг я сожгу весь дом! И останусь на улице».

Мнимый утешитель: «Слушай, ты правда думаешь, что так и случится? Очень маловероятно!»

Взволнованный нытик: «Хватит и одного раза! Мне надо точно убедиться, что плита выключена».

Взволнованный нытик, пойми, ты слишком серьезно воспринимаешь свои мысли. Это всего лишь мысли, даже если они пугают

Мнимый утешитель: «Тогда отпросись с работы и съезди проверить, чтобы на 100% быть уверенным».

Взволнованный нытик: «Хорошо бы, но однажды я уже отпрашивался с работы, чтобы съездить домой, и меня отчитали. А когда вернулся, все равно переживал, что случайно снова включил плиту, потому что был расстроен. Наверное, у меня плохо с памятью».

Как видим, Мнимому утешителю не удается утихомирить Взволнованного нытика, и тот выпрашивает все больше и больше успокоительных доводов. На каждую попытку помочь у него находится новая причина для паники. В итоге оба застревают в ловушке самоуспокоения.

Это и есть тот самый цикл «встревожиться–расслабиться–опять встревожиться», который удерживает нас на месте и запутывает все сильнее. Попав в него, мы теряем перспективу, наше мышление становится туннельным. Мы сосредоточиваемся на единственной цели: во что бы то ни стало обрести стопроцентную уверенность, убедиться, что итог ситуации полностью предсказуем.

КАК ЗВУЧИТ ГОЛОС МУДРОСТИ

Поверьте, он многое меняет.

Голос мудрости: «Прекрасно, а теперь приведите пример жизни, в которой нет ни капли риска».

(Взволнованный нытик и Мнимый утешитель молчат…)

Голос мудрости: «Правильно, вы ничего не можете припомнить, ведь таких примеров попросту не бывает. Так зачем же вы стараетесь убедить себя, что точно выключили плиту? Абсолютной гарантии нет».

Взволнованный нытик: «Но не знать невыносимо!»

Голос мудрости: «Взволнованный нытик, пойми, ты слишком серьезно воспринимаешь свои мысли. Это всего лишь мысли, даже если они пугают. Ты же благополучно выносишь тот факт, что ничего не знаешь о прочих ужасных событиях, которые происходят вокруг. У тебя просто мелькнула конкретная мысль, и ты насмерть перепугался».

Мнимый утешитель: «Он так сильно страдает! Я всего лишь хочу помочь».

Голос мудрости: «Понимаю. Ты считаешь, что обязан успокаивать его всякий раз, когда он найдет повод для волнений. Но до сих пор это не работало, так с чего бы должно сработать сейчас? Ты внушаешь, что ему самому не справиться с тревогами и сомнениями. И подкрепляешь убеждение, что такие мысли появляются не зря. Пусть проверит еще разок, а там разберемся, что делать с остатками неуверенности. В итоге научимся жить без трагедий».

В этом диалоге Голос мудрости подсказывает Взволнованному нытику и Мнимому утешителю, как выбраться из ловушки самоуспокоения. Это не всегда просто, ведь придется мириться с неприятными чувствами. Но направление однозначно верное. И уж точно такой способ мышления помогает нам сэкономить энергию и душевные силы.