Мать едет в СВ, а 16-летнюю дочку отправила одну плацкартом: что не так с таким «воспитанием» | Источник: Midjourney
Фото

Midjourney

Мама — в люкс, ребенок — в плацкарт

Пока часть интернет-сообщества обсуждает путаницу с абьюзером и ее жертвой после одного скандального интервью, другая в соцсетях комментирует историю про женщину, которая ехала на море с дочерью, взяв билет в СВ, а 16-летней дочери — в плацкарт. Длительность поездки составляет более 35 часов.

Соседке по купе мать пояснила, что сделала это намеренно в «воспитательных» целях: Дочь должна понимать, что на СВ ей еще нужно заработать.

Ранее певица Нюша подверглась критике из-за того, что летела в самолете одна в бизнес-классе, в то время как ее дети и мама — в «экономе».

Мнение комментаторов к истории про СВ и плацкарт, как водится, разделились. Одни поддержали воспитательную политику матери, другие возмутились.

  • «Мне бы в голову это даже не пришло. Ничего плохого в плацкарте не вижу, реагирую, скорее, на сам факт отделения, еще и в воспитательных целях. В дороге же столько можно вместе разделить, о стольком поболтать, а вместо этого выбрана сомнительная дрессировка».

  • «Плацкарт — обычное место в поезде. Соответствующее социальному статусу 16-летней девушки и, собственно, в силу молодости мало ее напрягающее. Обычный реальный размер. Ездит общественным транспортом например, пока не заработал на собственный. Не унижение, а реальность».

  • «Интересно, что будет на море. Мама в ресторан, а дочке сосиску в тесте? Из благих намерений».

  • «Я на стороне матери. Выбирать надо себя, ребенок этого дискомфорта может и не заметить не страшно. Моя мама всегда сидела на переднем сиденье авто, и фиг она бы мне уступила, если честно, даже если меня тошнило бы, ну вот так».

«Только базовые потребности удовлетворяют в колониях и тюрьмах»

Анна Забелоцкая

Клинический психолог, преподаватель (РГМУ), гештальт-терапевт

Телеграм-канал

К моему немалому удивлению, нашлись те, кто написал, что она все правильно делает. Дети, мол, должны понимать, что ничего им не будет дано просто так. Одно дело, говорили другие, удовлетворять базовые потребности ребенка, другое дело СВ — это уже баловство. А я читала это все и диву давалась. Так это отличается от моего представления о детско-родительских отношениях.

Все, что мое, априори принадлежит и моему ребенку тоже. Только базовые потребности удовлетворяют в колониях и тюрьмах. Это уровень элементарного выживания. Зачем мне для собственного ребенка создавать атмосферу выживания, если сама я при этом живу, а не выживаю? А живу, и не выживаю, во многом именно благодаря тому, что мои родители заботились о том, чтоб мне жилось не просто сносно, а комфортно и хорошо.

«По сути, для ребенка это дискриминация и унижение»

Клинический психолог, перинатальный и репродуктивный психолог, семейный терапевт

Телеграм-канал

Стратегия «я заработала на привилегии, получаю их, а ребенку закрываю только базовые потребности, чтобы мотивировать достигать самостоятельно» не работает. Мотивация формируется по-другому, и чаще — наоборот, ребенку показывают то, к чему он должен испытывать влечение. Для того чтобы возникла мотивация, должна быть цель. Она должна быть привлекательной, чтобы возникло влечение к ней. И это формируется только если ребенок знает, что это такое, как он хочет и почему он так хочет. Да, в исключительных обстоятельствах может сработать мотивация от обратного: «я так не хочу». Но это не в этом случае, не в подобной ситуации.

В этом же случае, при таком способе мотивации, который описан в статье, будет обратная реакция и обратная история. Скорее всего, это не травма для ребенка, но ситуация сама по себе скорее травмирующая, нежели полезная для психики.

В этом случае ребенок будет чувствовать себя отверженным

Более того, у него формируется представление: «со мной так можно». По сути, для ребенка это дискриминация и унижение.

Дети — это те, за кого родители отвечают. И поскольку у детей нет права и обязанности зарабатывать, то родитель и не должен дискриминировать их по этому признаку. И вообще не должен прививать идею о дискриминации, то есть об ограничении прав по какому-то определенному признаку.

К тому же у ребенка и даже у 16-летнего подростка вообще нет возможности как-то отстоять себя в этой истории. У него нет выбора, нет шанса заработать и как-то исправить ситуацию. Таким способом ребенку прививается только лишь мысль: «меня можно отвергать, можно дискриминировать, можно унижать по тому или иному признаку, для исправления и вообще регулирования, у меня даже инструментов нет, у меня нет способности что-то делать».

Вдобавок к этому родитель таким своим поведением вообще демонстрирует собственную исключительность и особенность

То есть родитель и так иерархически выше, чем ребенок, а здесь мама еще и подчеркивает это, унижая своего ребенка. И это тоже нехорошая история, которая может обернуться испорченными отношениями, большой дистанцией. Велик риск, что у ребенка не сформируется идея общности в семье и между людьми вообще. Потому что если он усвоит «со мной так можно», то это на пользу не пойдет: у девочки не будут складываться теплые отношения, когда она понимает, что она, по сути, второсортный человек в семье, и ее помещают в гораздо более худшие условия.

Однозначно, это не та стратегия, которая формирует мотивацию. И это не то, что пойдет на пользу личности ребенка и взаимоотношениям в семье.

Что подобное поведение может говорить о матери?

В первую очередь мы не понимаем, зачем от ребенка требовать какого-то успешного успеха. Зачем он этой маме? Это ее система ценностей, и он важнее близких отношений в семье? Мы не знаем.

Профайлер мог бы составить портрет личности с истероидным или нарциссическим (а возможно, и психопатическим) радикалом и отсутствием эмпатии. Главное — отсутствие понимания своего ребенка, недостаток эмоционального интеллекта и неправильное понимание своих родительских функций.

Это искаженное понимание, что такое родительство

Мать считает, что ее задача — удовлетворить базовые потребности дочери. Но что такое базовые потребности ребенка в том возрасте, когда она пытается сформировать мотивацию достигать большего? Эта женщина явно не в курсе. А базовые потребности — это не только еда и полка в плацкарте. Их гораздо больше. Есть базовая потребность в доверии, и в принятии и в эмоциональной связи между родными и близкими. И эти важнейшие потребности мать, отселяя дочь, не удовлетворяет, не понимая и не зная, что такое родительство на самом деле.