Кадр из фильма «Пила 2» | Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Пила 2»

Фото

Кинопоиск

Согласно исследованиям, просмотр 90-минутного фильма ужасов сжигает до 113 калорий, а это примерно полчаса ходьбы. Рекордсменами по «жиросжиганию» с 2012 года остаются классики:

  • «Сияние» (184 калории),

  • «Челюсти» (161),

  • «Изгоняющий дьявола» (158).

Секрет прост: при просмотре хорроров у большинства зрителей пульс учащается до 120-130 ударов в минуту, а метаболизм ускоряется. Это связано с тем, что мозг реагирует на ужасы как на реальность и включает режим гипербдительности: непрерывно сканирует среду, анализирует смутные сигналы (шепот, скрипы), генерирует и отвергает идеи. Ученые считают, что так мозг имитирует режим выживания, концентрируясь на главном. Такая интенсивная внутренняя работа требует значительных энергозатрат — в итоге ужас подкрадывается, калории сжигаются.

Конечно, это не замена спортзалу, но для тех, кто ненавидит беговые дорожки, — отличная альтернатива

Впрочем, ужасы — это не только «фитнес для ленивых». За каждым монстром и туманным намеком скрываются древние инстинкты и современные психологические ловушки. Разберем три ключевых страха, которые заставляют нас дрожать (и худеть) при просмотре страшного кино.

Почему нас пугают фильмы ужасов

1. Эволюционный страх: «Челюсти» и древний инстинкт выживания

Миллионы лет назад наши предки только и делали, что выживали. Саблезубые кошки, гигантские гиены и другие хищники подстерегали на каждом шагу. Хотя угрозы различались, их объединяло смертоносное трио: острые клыки, мощные когти и обидная привычка нападать из засады.

Современные хорроры просто нажимают на «кнопки», которые спасали жизни древним людям. Акула в «Челюстях» — идеальный эволюционный кошмар: невидимая, быстрая, смертоносная, атакующая из родной стихии человека.

Придуманные монстры — также не случайный набор пугающих деталей. Фредди Крюгер с его лезвиями, психопаты с мачете и бензопилами — это эволюционные апгрейды древних хищников. Даже звуки — скрежет металла, рев мотора — отсылают к генетической памяти: рычанию зверей или царапанью когтей по стенам пещеры.

2. Страх потери контроля: «Сияние» и ловушка безумия

Монстр, выскочивший из кустов и разогнавший всех подростков или блондинок, вызывает в буквальном смысле животный (физический) страх. Но на самом деле совсем необязательно показывать зрителю или читателю острые предметы, чтобы по-настоящему испугать.

Взять того же «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Казалось бы, детский мультфильм, но туман в нем настолько густой, что каждый шорох кажется шагом в пустоту. А чудовищная сова — кошмаром из температурных снов… Хичкок бы одобрил. Кстати, именно он когда-то объяснил разницу между саспенсом и шоком (ужасом) на примере бомбы: шок — это когда бомба внезапно взрывается, саспенс — когда вы ждете, что она должна взорваться.

Когда герой Джека Николсона в «Сиянии» теряет связь с реальностью, зритель вместе с ним попадает в ловушку. Лабиринты коридоров отеля, нарастающее безумие, изоляция… И тут мозг начинает додумывать: он превращает тени в кошмары, чем меньше деталей, тем страшнее. Чем страшнее, тем глубже погружение.

3. Страх неизвестности: «Изгоняющий дьявола» и нестандартные задачи

Как мы уже выяснили, неизвестность и угроза — то, что нужно, чтобы испугаться. Мозг очень неодобрительно относится к неопределенности, ведь его задача — предсказывать опасность и спасать жизнь.

«Изгоняющий дьявола» мастерски эксплуатирует этот механизм. Вместо явного монстра — необъяснимые, нарастающие аномалии: неопределенный источник угрозы, нарушение законов реальности, отсутствие понятных правил. Если в классических сюжетах сложно удивить ссорами, душевными метаниями, конфликтами, то здесь все иначе. Например, совершенно непонятно, что делать, если ребенок вдруг начал вращать головой и летать. Развязка непредсказуема!

И вот здесь запускается еще один механизм, ведь люди любопытны, часто — мрачно любопытны

У нас есть ненасытное желание понять неизвестное, потрогать и пощупать то, что бродит по ночам. Поиск ответов на вопросы «Что это?» и «Как это остановить?» вызывают азарт. Поэтому мы идем проверять, что там упало в темной комнате.

Получается, что и «Челюсти», и «Сияние», и «Изгоняющий дьявола» — это фильмы, которые становятся тренажером для мозга в условиях экстремальной неопределенности. В условиях, где цена ошибки (в восприятии зрителя) — катастрофа.

Казалось бы, в таком случае мы все должны реагировать одинаково, по эволюционному чек-листу и по правилам работы мозга. Но ужасы примерно одинаково воздействуют на наше тело и очень по-разному на психику.

Как хорроры влияют на психику

Полезно: помогают расслабиться и придают уверенности

Многие знают эту фишку мозга — перед сном достать и подробно рассмотреть все тревоги, стыдные истории и неприятные моменты. Но когда слушаешь, как кого-то заживо съедает оборотень, все эти житейские проблемы отступают на второй план. И спится потом тоже хорошо. Страх за героев отвлекает от мыслей о самом себе — особенно если ты сам являешься человеком тревожным.

В этом случае контент в жанре ужасов просто дает уверенность в том, что мы все контролируем. Мы сами решаем, насколько страшным будет фильм или книга: читаем отзывы, выбираем темы (монстры, зомби, психопаты), регулируем громкость или отворачиваемся. Можем включить свет, залезть под одеяло и вообще никогда больше к этому не возвращаться. Это создает ощущение безопасности, мы сами управляем уровнем стресса.

Вредно: пугают слишком сильно

Доказано, что 15–20% населения — это люди с высокой сенсорной чувствительностью. Их мозг острее реагирует на стресс, а нервная система быстрее перегружается. Для них даже обычные раздражители — громкие звуки, яркий свет — могут оказаться болезненными. В этом случае отказаться от просмотра страшного, чтобы не навредить себе — это не слабость, а нормальная здоровая стратегия.

Тест
Тест: Насколько вы чувствительны?
1/40

Я очень живо на все реагирую и быстро начинаю сердиться

Да

Нет

Кроме того, в 1970-х психологи ввели понятие cinematic neurosis («кинематографический невроз»), которым обозначали невротические состояния, развивающиеся у людей после просмотра фильмов ужасов. Чаще всего панические атаки, галлюцинации и навязчивые мысли возникали у посмотревших «Изгоняющего дьявола». Жертвами, как правило, становились те, кто уже балансировал на грани: пережил потерю близких, насилие или имел высокую сенсорную чувствительность.

Получается, что страшные истории могут стать триггером, но не причиной невротических проявлений

Если фильм или книга оставили слишком глубокий след, важно проанализировать, что именно так испугало, поделиться впечатлениями с близкими. Еще один способ — посмотреть видео о съемках фильма или интервью с актерами. Это поможет воспринимать напугавшее кино не так однозначно.

Вместо вывода: если вы любите ужасы, вы в хорошей компании. Наши предки, Хичкок, Кинг и даже ежик в тумане — все знали, что бояться можно с пользой. Главное, помнить, что вы всегда можете включить свет.

К тому же мир полон альтернатив. Если вам надоели одноразовые прыжки из темноты, откройте «Портрет» Гоголя. Там и призрак ростовщика, и вечный вопрос: «Неужто искусство стоит души?». Русские классики знали толк в настоящих страданиях…