Группа журналистов на контрольно-пропускном пункте между Израилем и Иорданией «Ицхак Рабин»
Слово «эвакуация», тем более в контексте войны на Ближнем Востоке, мгновенно заставляет всплывать в памяти сцены из голливудских блокбастеров: воющие сирены, летающие вертолеты, вооруженные люди, лающие собаки. Расписанный по минутам план спасения. Участие спецслужб, а то и непосредственно президента.
Но это все сценарии фильмов о тайных агентах
Эвакуация обычных граждан, конечно же, проходит совсем не так. Хотя, если честно, мы не совсем обычные граждане, потому что прибыли в Израиль по приглашению министерства туризма этой страны.
Как я рассказывала в первой колонке, написанной сразу после начала боевых действий, мы прибыли в Эйлат на первом с 2020 года прямом рейсе из Москвы и должны были провести там около недели: посмотреть достопримечательности города, а заодно и отдохнуть на Мертвом море и посетить Иерусалим.
Вид из самолета на Эйлат
Встреча первого рейса из Москвы в аэропорту города
Однако в первую же ночь после нашего прибытия — 13 июня — Израиль ударил по ядерной инфраструктуре и военным объектам Ирана и стал дожидаться ответных действий, что, увы, не заняло много времени. Наша программа отменилась — сначала на день, а потом окончательно. Все туристические объекты не работали, а далеко выходить от защищенных пространств, то есть отеля, где мы остановились, не рекомендовалось.
Но самое главное — закрылось воздушное пространство не только над Израилем, но и над соседними странами, а Росавиация отменила полеты в этот регион на ближайшие две недели.
Надо ли говорить, что наш рейс 19 июня из Тель-Авива обслуживала российская авиакомпания, поэтому билеты стали недействительны
Поначалу было непонятно, как мы сможем уехать. Эйлат граничит с двумя государствами: Иорданией и Египтом. Расстояние до Акабы — всего 8 километров по прямой, но аэропорт закрыт. Шарм-эль-Шейх гораздо дальше, а сухопутный переход границы в разы сложнее — и хотя небо открыто, многие рейсы откладывались на сутки.
Была вероятность, что нам придется остаться в Израиле до снятия всех ограничений — эта новость была воспринята нашей группой с юмором. Застрять в пятизведочном отеле на Красном море, причем в одном из самых безопасных городов страны, совсем не самый худший вариант развития событий.
Вид на море из моего номера
Бассейн в отеле Herods
К счастью, нам не пришлось разбираться со всеми доступными вариантами эвакуации самостоятельно — все организационные, логистические и финансовые вопросы взяла на себя израильская сторона. Нам только оставалось решить, когда и как мы хотим уехать — в тот же день или позже, в более комфортном режиме. И несмотря на все шутки о том, чтобы остаться в Эйлате, мы выбрали вариант пересечь границу с Иорданией, а затем улететь из аэропорта Аммана 18 июня прямым рейсом в Москву местной авиакомпанией — Royal Jordanian Airlines.
Так что мы стали терпеливо дожидаться эвакуации
Два дня прошли совершенно спокойно — если не читать новости, то днем можно было бы решить, что мы обычные туристы, которые просто предпочитают весь день сидеть у бассейна. Пляж был закрыт — не работали магазины и рестораны и нельзя было занять шезлонг, но это не мешало людям купаться и лежать на песке. Город опустел — практически все на побережье было закрыто, но в центре даже кипела кое-какая жизнь: можно было найти открытые супермаркеты, кафе и пункты обмена валют.
А вот по ночам окружающая обстановка все-таки напоминала, что мы не просто туристы. Ближе к вечеру сирены и уведомление возвращали в реальность — ту, где мы находимся в стране, которая ведет войну с без пяти минут ядерной державой.
Одна из ночей в убежище на лестничной клетке
Кроме меня на этом этаже никого не оказалось
Сначала на телефон от приложения «Командование тыла» приходило уведомление о том, что нужно находиться рядом с убежищем, затем — о том, что ожидается получение оповещений в нашем районе, и только после этого — о самой угрозе, например, о нарушении воздушного пространства или ракетном обстреле.
Если доходило до последнего этапа, то в городе звучала сирена, на телевизоре появлялось предупреждение и приходило критическое уведомление на iPhone
В этот временной промежуток нужно было успеть добраться до защищенного пространства — в нашем случае, лестничного пролета или подвального помещения — смотря что оказалось ближе. Такие меры не спасли бы нас от прямого попадания ракеты (такой сценарий крайне маловероятен в Эйлате), но защитили бы от осколков или удара дрона.
Через некоторое время появлялось сообщение о том, что можно выйти из защищенного пространства. Весь процесс занимал от 10 (если тревога быстро отменилась) до 40 минут (если пришлось идти в бомбоубежище и дожидаться окончания инцидента). За все время пребывания в Эйлате я реагировала на тревогу всего, наверное, 4-5 раз.
Критическое уведомление на iPhone
Уведомления в приложении «Командование тыла»
Поскольку летом на израильском курорте в основном отдыхают только местные, у нас была возможность узнать, как к сиренам относятся сами жители. По каждому сигналу они, конечно, не бегут в подвал, потому что на практике командование тыла часто дает отбой после «предупреждения о предупреждении».
Действительно быстро израильтяне засобирались в убежище, только когда пришло сообщение о нарушении воздушного пространства в нашем городе
В последнюю ночь перед нашим отъездом, 17 июня, такое уведомление пришло примерно в 4 часа ночи, и около 30 минут пришлось пережидать на лестничной клетке нашего этажа. А уже в 9 утра мы были в Иордании — всего 15 минут езды от отеля и 30 минут на физический переход границы и проставление штампов.
Контрольно-пропускной пункт «Ицхак Рабин» был совсем немноголюден — вместе с нами там находилась только группа туристов из США. По дороге в Амман мы заехали в Петру — древний город, одно из новых семи чудес света, так что добрались до отеля, где и переночевали, только вечером.
Группа туристов на подъезде к Петре
В Иордании тоже были сирены, которые сливались с призывами к намазу, но там на них совершенно никто не реагировал. Да, пролетающие ракеты и беспилотники над головами это, конечно, неприятно, но явно не самое страшное, что видели местные жители. Когда-то страна и сама вела войну с западным соседом — пока в 1994 году не заключила мирный договор. Теперь их связывают довольно тесные отношения — Амман неоднократно сбивал ракеты и беспилотники, летевшие на Израиль.
Как рассказал наш гид, жители Ближнего Востока совершенно иначе воспринимают любые войны, поскольку их страны перманентно находятся в этом состоянии. Так что конфликт соседних стран, пока он не касается их напрямую, волнует их далеко не в первую очередь и менять свой образ жизни из-за этого они точно не собираются.
На следующее утро, 18 июня, мы отправились в конечный пункт нашего путешествия-эвакуации — международный аэропорт имени королевы Алии в Аммане
Небо над Иорданией все еще было открыто, так что мы благополучно вылетели в 10:15. Маршрут пролегал сначала на юг — вдоль границы с Израилем, потом на север — через Египет и Кипр, затем на восток — через Турцию и Грузию, после чего самолет, сделав традиционный крюк на юге России, отправился в Москву. Весь полет занял чуть более 5,5 часа. На этом рейсе прилетели как иорданцы, так и русскоговорящие граждане, в том числе и мужская сборная Беларуси по баскетболу.
Скриншот с сайта Fightradar24 с информацией о нашем полете
Таким образом, весь путь занял полтора дня, поскольку мы эвакуировались в спокойном режиме и никуда не торопились. Поездка официально должна была завершиться 19 июня, поэтому никакой срочности по возвращению ни у кого не было, равно как и панических настроений. Если же отбросить все необязательные пункты «программы» — экскурсию в Петру и ночевку в Аммане, то дорога заняла около 12 часов, что по нынешним меркам, когда перелеты для россиян затруднены, совсем недолго.
По уровню накала страстей наша эвакуация совсем не напоминала голливудские фильмы — и слава богу
У нас, как говорится, просто был план, и мы его придерживались, а поскольку его от и до составляли представители Израиля, это не требовало от нас никаких сверхусилий. Мы понимали, как, когда и куда поедем и что будем делать, если не улетим, — просто вернемся в Эйлат и будет дожидаться следующего доступного рейса, так что группа была в хорошем расположении духа.
Для тех же, кто путешествовал самостоятельно, министерство туризма Израиля 18 июня открыло запись на вывозные рейсы. По его данным, в настоящее время в стране находится около 38 тысяч туристов. При этом все сухопутные пограничные переходы в Иорданию и Египет остаются открыты.
Редакция Psychologies.ru выражает благодарность представительству министерства туризма Израиля в России, мэрии Эйлата, Ассоциации отелей Мертвого моря и Эйлата и посольству Израиля в России, а также лично Владимиру Шкляру, Эли Ланкри, Итамару Эллицуру, Ксении Воронцовой, Софье Кошаровской и Симоне Гальперин.