На созвоне с лавандовым рафом: зачем люди работают в кофейнях и почему это бесит окружающих | Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Сеть кофеен Starbucks в Южной Корее запретила своим гостям приносить в заведения компьютеры, удлинители, принтеры и другое оборудование, которое может понадобиться для работы. Такое решение было принято для борьбы с теми, кто приходит в кафе работать или учиться — и занимает место других гостей.

Работать с ноутбуком в корейских Starbucks по-прежнему можно — в компании обращают внимание, что запрет касается лишь дополнительных устройств, которые требуют слишком много места или надолго остаются без присмотра.

На гостей с подобным оборудованием, как пишут журналисты, регулярно поступали жалобы от других посетителей

Тем не менее к похожим ограничениям часто призывают пользователи соцсетей — в том числе и для тех, кто работает за своим ПК или планшетом. Насколько обоснованы подобные предложения и почему на самом деле люди приходят в кофейни, чтобы сидеть за ноутбуками?

Что не так с запретами работать за ноутбуком в кафе

Степан Бальмонд

Новостной редактор сайта Psychologies, внештатный журналист Forbes и Афиши.Daily

Личный сайт

Тема запрета работать за ноутбуком в кафе в соцсетях регулярно становится поводом для споров — в X/Twitter, например, дискуссия об этом повторяется несколько раз в год, и аргументы в пользу ограничений всегда одинаковые:

  • кому-то мешает слишком громкий разговор в зуме за соседним столиком;

  • из-за людей с ноутбуками «никогда нет свободных мест в кафе»;

  • и мое самое любимое — «если все будут сидеть за компьютером, кафе обанкротится».

Как журналист, я работаю не только с темой психологии, но и бизнеса, и развития цифровых технологий — и не могу вспомнить ни одного случая, когда какая-то кофейня действительно обанкротилась из-за того, что гости туда приходили работать за условными макбуками (нет, найти подобных примеров мне не помог даже Reddit, где обсуждается примерно все — от приложений для отзывов на бывших до суицидов на фоне победы Трампа на выборах).

Сторонники этой точки зрения уверены: удаленщики приходят за одним кофе, который пьют по пять часов и просто «занимают место» — но как удаленщик, мне это кажется выдумкой тех, кто бежит от реальности

Во-первых, личный опыт подсказывает: приходя в кафе поработать даже два-три часа, одним стаканчиком кофе ты не ограничишься, за ним всегда последует второй, не говоря уже о перекусе, да еще и заберешь что-то домой на десерт. Работа мозгом не легче, чем на шахте, и тоже изнуряет — на одном кофе долго не проработаешь.

Во-вторых, в этом соревновании за длину чека все забывают о парочках или компаниях друзей, которые нередко точно так же занимают места и хотя не сидят за ноутбуками, а общаются, но все так же могут ограничиваться всего одним кофе и… «приводить бизнес к банкротству». Сильно ли это лучше, чем молчаливый грустный миллениал в наушниках, пишущий код у окошка?

Говоря о мифическом банкротстве, адвокаты этой идеи, кажется, забывают о человеческой психологии и вездесущем маркетинге. Выбирая кафе, люди, скорее, пойдут туда, где уже есть посетители — просто потому, что это делает его более привлекательным, особенно на фоне безлюдных заведений. Ведь если там пусто, значит, с ним что-то не так — либо невкусно, либо цены высокие, а может, и то, и другое.

Конечно, проблема существует в плане свободных мест — но и это, на мой взгляд, играет роль далеко не всегда. Многое зависит от местоположения кафе, его формата и других факторов: какие-то больше подходят для «взять кофе с собой» во время прогулки, другие же находятся, к примеру, в спальных районах или около бизнес-центров — туда в принципе никто не заходит надолго, так как вышел за напитком из дома или офиса.

Поэтому вопрос о том, резонна ли тревога, что «нет свободных мест», в большинстве случаев остается открытым — не все места рассчитаны для «отдохнуть за чашкой кофе» и, по разным причинам, больше как раз подходят для того, чтобы посидеть там с компьютером.

Как кофейни стали местом для работы

Первые кофейни появились еще в Константинополе в 1550 году — и уже тогда они были популярным местом среди купцов, которые предпочитали решать там рабочие и творческие вопросы, а не только отдыхать. Кафе исторически являлись кофейнями с ограниченным меню, где значительное место занимали напитки, а не еда — и такой формат предполагал быстрый перекус, нежели длительный и обстоятельный отдых. Может быть, поэтому эти заведения когда-то и приобрели популярность у деловых людей, решивших: «мы будем использовать все свое время для успеха нашего дела, в том числе и время на перекус».

В XVII веке кафе появились в Италии, Франции, Германии и Англии

Заведения в Англии, к примеру, даже описываются в Британской энциклопедии, и она подтверждает, что в те годы идея «работать в кофейне» уже была довольно популярной: «Владельцы кофеен конкурировали друг с другом за поставки обеих партий вигов и тори; в то время в кофейнях заключались сделки по покупке и продаже страховок, кораблей, акций, товаров, а иногда даже рабов; литератор, актер или художник мог выступать или декламировать для своих почитателей в любимой кофейне; кофейни стали неофициальными пунктами сбора и распространения посылок и писем».

Тест
Рутина, драйв или баланс — темп какой работы вам подходит?
1/15

Я легко начинаю новое дело, даже если мне не приходилось сталкиваться с чем-то похожим.

Да

Иногда

Нет

Почему люди выбирают кофейни для работы

Ирина Невзорова

Организационный психолог, коуч, консультант по вопросам лидерства и командной коммуникации, член СОТА и ITAА, МВА — стратегический менеджмент

Спустя столетия кофейни и сегодня воспринимаются как удобное место для ведения переговоров и даже заключения сделок. Для этих целей кафе обладают рядом неоспоримых достоинств:

  • это нейтральная территория для всех партнеров по переговорам, поэтому не дает никому психологического преимущества в качестве «хозяина территории»;

  • в кафе можно скрыть сам факт ведения переговоров — ведь совершенно непонятно, зашли ли люди просто выпить кофе или у них есть еще какие-либо цели;

  • переговоры приобретают имиджевую окраску, когда напитки и закуски подчеркивают внимание к участникам и располагают к вдумчивой, серьезной и ответственной беседе.

Во время пандемии, казалось, этот тренд стал терять популярность, но в постковидную эпоху интерес к кофейням как к месту для деловой активности вновь растет

Все чаще мы замечаем в кафе людей с ноутбуками — иногда поодиночке, а иногда и целыми группами. Я думаю, что все вы сталкивались с проведением уроков иностранного языка в кафе или репетиторством по другим предметам. Какой-то посетитель активно разговаривает по телефону явно не на личные темы и параллельно что-то заносит в ноутбук. Вот ребята разложили на столике какие-то чертежи и спорят, тасуя листы между собой.

Казалось бы, деловые разговоры по телефону, обсуждение технической документации или вдумчивая работа с данными требуют тишины и уединения, но никак не шумного публичного пространства. Чем же привлекательны кафе для некоторых работающих граждан?

Желание «сменить обстановку»

Я не случайно упомянула постковидную эпоху. Пандемия прошла, но удаленная работа осталась. Люди, живущие и работающие в одном месте, очень нуждаются в смене обстановки. Если вспомнить офисную жизнь, то даже там сотрудники время от времени выходят на кофе, в курилку или просто на улицу поболтать и отвлечься, иногда даже не от работы, а от однообразия перед глазами. Кафе — хорошее решение для смены обстановки, возможность немного переключиться и справиться с утомлением.

Стремление «быть видимым»

Атмосфера кафе может располагать к определенному имиджу и вообще к заметности. Работающий дома человек как будто невидим для мира. Он как искусственный интеллект — выдает результат, но не имеет видимого тела. Для человека быть таким невидимкой может стать тяжким испытанием, и ему может быть остро необходимо показаться людям, стать видимым.

Борьба с прокрастинацией

Общественное пространство, с его бесконечным движением, может позволить ускориться, преодолеть прокрастинацию, лень и начать чувствовать время. В замкнутом пространстве квартиры при отсутствии какого-либо движения, за исключением разве что иногда просыпающегося кота, ощущение времени может стать тягучим и нереальным.

Тяга к другим

Люди нуждаются в обществе друг друга. Неслучайно сейчас так много разговоров про рабочие команды, сплоченность и вовлеченность в коммуникацию. Простого человеческого общения или хотя бы чувства принадлежности к коллективу может сильно недоставать при удаленной работе. Человек перемещается в кафе — и вот он уже член небольшого сообщества. Пусть это не сплоченный и дружный коллектив, но принадлежность к группе создает определенный позитивный настрой.

Эффект заразительности

Когда ты приходишь в кафе то ли поработать, то ли выпить чашку кофе с круассаном и видишь за соседним столиком активно тарабанящего по клавишам ноутбука явно работающего человека, то мотивация трудиться возрастает.

Неформальная обстановка кафе может снять зажимы и напряжение у офисных сотрудников, и они могут начать проявлять свою креативность. И та же самая обстановка может помочь собраться и взбодриться людям, вынужденным большую часть своего рабочего времени проводить в одиночестве.

Но любые отношения — это как минимум две стороны

Владельцы кафе могут быть недовольны таким показателем вроде «среднего чека» на одно посадочное место. Этот вопрос, видимо, нужно решать путем переговоров между любителями работать в кафе и владельцами заведений.

Открытая война друг с другом может ухудшить ситуацию. Запреты для одних посетителей могут стать неприятным сигналом для других — возможно, какие-то ограничения в будущем коснутся и их. Договариваться всегда лучше, чем воевать.

Опрос

А как вы относитесь к тем, кто работает в кофейне?

  • Супер, сам(а) так делаю
    %
  • Нейтрально, считаю, что в кофейне можно и работать, и отдыхать
    %
  • Ненавижу! Я хочу сидеть в кофейне, а не в коворкинге!
    %