(Не)отцовская любовь: как понять, что ребенка подвергают сексуальному насилию дома
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Мы были бы рады никогда в жизни не поднимать эту тему и в принципе забыть о ее существовании. Но статистика не оставляет выбора: под данным ВОЗ, каждая пятая женщина и один из 13 мужчин говорят, что в детстве подвергались сексуальному насилию.

В России только по официальной статистике в 2020 году совершили более 15 тысяч преступлений «против половой неприкосновенности совершеннолетних». Это данные из доклада Анны Кузнецовой, которая на тот момент была детским омбудсменом. Еще одна цифра оттуда же: пятая часть всех таких преступлений — 21,5% — приходится на членов семьи, в том числе отчимов.

Как определить, что отношения между ребенком и взрослым вышли за рамки нормы? И можно ли предупредить возможное насилие. Ответы на эти вопросы дали специалисты Академии безопасности Ольги Бочковой. Отметим, что в первую очередь советы ориентированы на отчимов, то есть мужчин, которые входят в семью со стороны.

Когда пора насторожиться

Во-первых, всегда, когда есть признаки жесткого обращения с детьми: например, грубость, физические наказания или рассуждения о возможности таких.

Во-вторых, обращайте внимание на самые показательные «красные флажки», которые с большой долей вероятности говорят о высоком риске сексуального насилия над ребенком.

  • Высказывания о том, как развивается тело девочки или мальчика. Мужчина начинает обсуждать, что у пасынка появилась эрекция или у падчерицы растет грудь.

  • Фривольные прикосновения к детям: якобы случайные прикосновения к попе, груди, попытки обнять и потискать, даже если ребенок против. С высокой долей вероятности, при этом у мужчины будет эрекция.

  • Осознанные попытки зайти в ванную или туалет, когда там ребенок. В оправдание можно услышать, что «в этом нет ничего такого» или что он в сотый раз ошибся.

  • Предложение ребенку спать в одной постели, снять пижаму. Специалисты Академии подчеркивают: ребенок и мужчина вообще никогда не должны оказываться в одной постели.

  • От мамы требуют, чтобы она не входила в комнату, где мужчина находится наедине с ребенком без стука.

Если вы зашли в комнату, и ребенок и отчим отпрянули друг от друга, или кто-то из них или оба смутились — это очень тревожный знак, требующий немедленного реагирования.

Всегда ли все явно и однозначно?

Ответ — нет! И это самое страшное, потому что помимо непосредственно насилия есть еще и растление, то есть процесс постепенного приучения ребенка к тому, что между ним и взрослым нет интимных границ. Нередко за внешней заботливостью скрываются очень плохие намерения. И очень важно отличать нормальную партнерскую включенность от назойливости.

«Если вас что-то смущает, то попросите мужчину больше не принимать участие в уходе за ребенком. Обижается на недоверие, называет вас неадекватной? А вот это уже звоночек»

Если отчим хочет играть с ребенком в игры, где слишком много телесного контакта, сначала тоже можно попросить словами — прекратить такие развлечения. Возможно, вы зря беспокоитесь, но, как правило, на ровном месте такое беспокойство не возникает. Дальше смотрите по реакции мужчины.

Поставить жесткие рамки нужно и в том случае, если мужчина — как слон в посудной лавке — пробивает все личные границы ребенка, выводя разговор на темы сексуального развития: от невинного «а кто тебе нравится в классе?» до «а ты уже целовалась/целовался?» Отчим может вести разговоры об ответственности и безопасности, но только если ему это разрешили вы. И явно без панибратства.

Вообще уважение к личным границам ребенка или его отсутствие — это главный критерий для оценки того, как ваш новый муж/избранник общается с вашими детьми.

Насилие или растление уже есть — как это понять

Мы сейчас не будем говорить о явных физических признаках — таких как травмы половых органов, синяки, засосы. Это уже не просто красный флаг, это призыв о помощи. Кроме того, насторожиться надо, если у детей в области гениталий часто бывает зуд, раздражение, у девочек циститы, вульвиты (в первую очередь исключаем состояние здоровья).

И третий пункт — это поведенческие признаки. Например, ребенок стал бояться отчима, чаще жаться к маме, бояться спать в одиночестве. У детей с особенностями развития возможен «откат» в навыках и умениях. А еще самый главный признак — это сексуализированное поведение.

  • У маленьких детей — имитация полового акта между игрушками или между ребенком и игрушкой.

  • Заигрывание с мужчинами, не обязательно только с насильником, принятие зазывных поз.

  • Развязное поведение у подростков, череда «случайных связей».

Куда обращаться за помощью

Ольга Бочкова

Клинический системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог, основатель «Академии безопасности Ольги Бочковой»

Личный сайт