Речь идет об известном феномене, который называют «TBR-эффект» (Truth-by-Repetition — в буквальном переводе «правда с помощью повторения»). Его суть заключается в том, что для того, чтобы некое утверждение воспринималось как более достоверное, достаточно его повторить. Возможно, повторение делает информацию более легкой для понимания, а это в свою очередь неправильно интерпретируется мозгом как то, что она более правдива, предполагают ученые.
До сих пор считалось, что TBR-эффект работает только в отношении утверждений, истинная достоверность которых человеку неизвестна. Однако результаты исследования, проведенного психологами из Левенского католического университета (Бельгия), продемонстрировали, что TBR-эффект простирается гораздо шире. Он не ограничивается лишь заведомо правдоподобной информацией и способен сделать более достоверной даже полную чушь. Статья исследователей
Ученые провели онлайн-эксперимент с участием 232 американцев. На первом этапе эксперимента участникам представили восемь утверждений, часть из которых была заведомым бредом, например «Слоны весят меньше, чем муравьи» или «Курение полезно для легких», а часть была тоже ложной, но выглядела более правдоподобно (во всяком случае, для американцев), например «Регби — вид спорта, связанный с Уимблдоном». Как только фраза появлялась на экране, участникам нужно было оценить степень ее правдоподобия. Утверждения демонстрировались в случайном порядке, в итоге каждое из них прошло оценку достоверности пять раз, что в общей сложности составило 40 попыток.
Немедленно после этого участникам начали одно за другим демонстрировать уже 16 утверждений, восемь из которых они неоднократно видели на предыдущем этапе, а остальные были новыми. Участников попросили оценить правдивость каждого утверждения по шкале от -50 (абсолютная чушь) до +50 (абсолютная правда).
Анализ ответов показал, что неоднократное повторение совершенно бредовых утверждений влияет на то, как люди их воспринимают
Хотя рейтинги всех абсурдных фраз оставались в отрицательном сегменте шкалы, тем не менее утверждения, которые находились в ротации на первом этапе исследования, набрали больше баллов, чем совершенно новые. То есть в сознании людей ложь начала постепенно превращаться в правду.
При этом TBR-эффекту оказались подвержены далеко не все участники, хотя таких все же насчитывалось более половины (53%). 19% участников повторение ложных утверждений не заставило воспринимать их как менее неправдоподобные. А у 28% участников наблюдался обратный TBR-эффект — из-за неоднократного повторения ложная информация стала для них еще более недостоверной.
В целом полученные результаты демонстрируют, что для того, чтобы дезинформация перестала казаться таковой, достаточно на удивление небольшого числа повторов, отмечают исследователи.