Нет друзей среди коллег? Это нормально
Фото
Getty Images

Дружить с кем-то из коллег — отлично: исследования показывают, что подобные отношения влияют на степень нашей удовлетворенности работой. Так, каждый пятый из 195 600 американцев, принявших участие в исследовании, рассказал, что у него в коллективе есть не просто приятель, а лучший друг, и эти же самые 20% испытуемых оказались наиболее вовлеченными и преданными работе.

Значит ли это, что, если вам ни с кем из коллег подружиться не удалось, стоит бить тревогу? Вовсе нет. Заводить друзей во взрослом возрасте в любом случае непросто, и даже тот факт, что вы проводите в окружении коллег по девять часов ежедневно, еще не означает, что вы обязаны стать закадычными друзьями.

«Приходя на новое место, не стоит строить завышенных ожиданий и рассчитывать на то, что между вами и коллегами сложатся глубокие отношения, — уверена клинический психолог Таниша Рэнджер. — Если этого не случится, вы можете испытать глубокое разочарование и решить, что проблема в вас».

Людям с социальной тревожностью примириться с этим особенно сложно: кажется, что все коллеги — «друзья навек».

Поэтому полезно делать сверку с реальностью: так ли это на самом деле?

По словам психотерапевта Эстер Перель, в большинстве случаев, если один из коллег увольняется, такая дружба обрывается (и в этом, кстати, тоже нет ничего плохого). «Многие отношения, в которые мы вступаем, складываются в силу обстоятельств, и если обстоятельства меняются, то и отношениям конец. Так бывает не всегда, но довольно часто», — отмечает эксперт.

Нелегкое бремя дружбы

И все же со стороны может казаться, что те, кто дружит с остальными коллегами, настоящие везунчики. Это не всегда и не во всем так. Исследование, участниками которого стали сотрудники одной страховой компании, показало, что работу людей, у которых много друзей в коллективе, в среднем оценивают выше, чем других коллег, но сами они чаще говорят о том, что поддержание социальных связей совершенно лишает их сил.

Так что не стоит завидовать другим: вы не знаете, что стоит за этой дружбой на самом деле и как она ощущается изнутри

Куда важнее сосредоточиться на своих ценностях. Если вы тоже хотите с кем-то дружить на работе, но у вас пока не получается, нормально грустить по этому поводу, однако стоит помнить, что отношения не возникают сами по себе и требуют инвестиций.

«Вы можете восхищенно смотреть на двух коллег, которые крепко дружат, забывая о том, что они работают вместе уже много лет, а вы пришли в компанию лишь несколько месяцев назад. Дружба требует времени», — напоминает психотерапевт Шэннон Гарсия.  

Также она считает, что абсолютно нормально вообще не стремиться к тому, чтобы заводить друзей на работе. Она напоминает об исследовании, которое провел британский антрополог Робин Данбар, согласно которому мы можем одновременно поддерживать в среднем пять максимально близких связей. «Возможно, у вас уже есть ваша „великолепная пятерка“», — предполагает психотерапевт.  

Дружба с коллегами — залог успеха?

Хорошая новость в том, что, даже если вы ни с кем в коллективе близко не дружите, вы все равно можете оставаться сотрудником, с которым приятно работать. «Чтобы преуспеть, достаточно быть дружелюбным со всеми без исключения», — уверена специалист по развитию лидерских качеств и навыков Мэри Эббэджэй.

«Возможности для профессионального и карьерного роста не возникают в вакууме — они рождаются во взаимодействии с другими людьми, а все мы хотим работать с теми, с кем легко. Так что старайтесь быть открытыми и приветливыми — это главное. Работать с вами должно быть комфортно — и возможности не заставят себя долго ждать», — подчеркивает эксперт.

Как ни крути, репутация важна

И если коллеги считают вас неприветливым и замкнутым сотрудником, то, возможно, не обратятся к вам с просьбой или предложением, которые могли бы обернуться для вас открытием новых перспектив.  

Дружба на работе в эпоху ковида

Сейчас, в пандемию, многие ощутили отсутствие друзей среди коллег особенно остро. Гарсия признается, что это то, на что ее клиенты с повышенной социальной тревожностью жалуются чаще всего. «Удаленная работа и социальная дистанция осложнили процесс рабочих взаимодействий, — объясняет она. — Мы практически не встречаемся лицом к лицу, а значит, подружиться становится все сложнее. Это та данность, которую нужно принять».

«Конечно, виртуальная совместная работа требует несравнимо больше усилий: с коллегами больше не столкнешься, как прежде, у кулера, и не поболтаешь в курилке», — дополняет Эббэджэй. Она считает, что, для того, чтобы показать коллеге свое дружелюбие и расположение, достаточно написать в личном письме и сообщении, как вам понравилась его или ее идея.

«Конечно, приятно, когда есть, с кем пошутить, посмеяться, обменяться многозначительными взглядами или свежими мемами, но на работе не обязательно дружить — достаточно взаимодействовать, — подытоживает Рэнджер. — Так что будьте вежливы, улыбайтесь, помогайте, если нужно, — и, как говорят в американских фильмах, просто делайте свою работу».