«Нет ничего нагляднее, чем реальность»: как искусство борется с домашним насилием
Фотограф: Марк Серый
Фото
Пресс-служба Cube.Moscow

«Нефиолетовая выставка» — выставка про то, что нам не должно быть «фиолетово», то есть мы не должны быть равнодушны к проблеме домашнего насилия. Что вы хотели рассказать с помощью этого проекта?

Ольга Симонова: Для меня выставка — это вклад для тех изменений, которые (я верю) рано или поздно произойдут в восприятии домашнего насилия. Это возможность на своем примере, с помощью своей истории показать последствия выбора — когда мы терпим и надеемся, что насилие прекратится. 

Я убедилась, что никто не знает о своих возможностях, пока они не проявятся. И я хочу предостеречь всех тех девушек, кто столкнулся с домашним насилием, о возможном варианте развития событий. Я, как и любая мама, хотела бы, чтобы мой ребенок жил в лучшем мире. В мире, где проблемы обсуждаются, где помогают слабым, а не угнетают их еще больше.

Искусство обладает силой высказывания. И я хотела бы воспользоваться этой силой для защиты тех, кто в этом нуждается.

Почему вы задумались о создании именно выставки?

О. С.: На самом деле я пишу книгу. Все начиналось с заметок на Литресе, которые я решила показать литературным агентам из бюро «Литагенты существуют». Меня поддержали, и я начала плотно работать над книгой. Появилась первая версия блога, в которой я делилась отрывками из книги.

Вышло несколько интервью, в том числе появилась съемка в фильме «Редакция». В начале марта я нашла интересных соавторов для канала «Как дальше». Днями позже познакомилась с Юлей Наполовой из бюро PS Culture, и она поверила в перспективность и актуальность темы для выставки.

Все это — череда счастливых случайностей, которые для меня много значат. Это было непростое решение — идти публично в эту тему с учетом моей истории. На данный момент я горжусь собой, что выбрала такой путь. Ведь нет ничего нагляднее, чем реальность. 

По какому принципу выбирались художники для выставки?

О. С.: Работы для выставки отбирала куратор Елена Крылова. В основном она отдала предпочтение уже готовым проектам, однако, ключевая инсталляция о природе зарождения насилия была сделана специально к выставке Юлией Наполовой, которая выступила продюсером «Нефиолетовой». Это первая работа Юлии в качестве художницы.

Масштабная зеркальная инсталляция демонстрирует нарушение личных границ и рассыпающееся отражение жертвы абьюза

Одним из первых участников, привлеченных к выставке, стал челюстно-лицевой хирург Руслан Меллин из Хакассии. Он зарисовывал лица своих пациенток, пострадавших от бытового насилия и записывал их личные истории — увидеть эти ужасающие архивы можно не только на выставке, но и в книге Руслана «Больная реальность», вышедшей в этом году в издательстве «Бомбора».

В отличие от анатомических лиц Руслана, лица женщин на фотографиях другой художницы выставки Алисы Гокоевой скрыты платками. Ее проект «Вы вообще люди» был показан на уличных стендах во Владикавказе. Каждый портрет также сопровождается историей жертвы. 

Переход между пространствами выставки занимает инсталляция петербургского художника Макса Отто «Поручни». В 2019 году Макс провел акцию в метро, повесив на поручни косы из волос. Эта интерактивная инсталляция заставляет посетителей выставки задуматься — «безобидное» дерганье волос здесь приобретает иные смыслы.

На выставке также представлены репродукции рисунков художницы и активистки из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой (внесена в список иноагентов): комиксы про поведение абьюзера и жертв насилия и, конечно, жизнеутверждающие рисунки про внутреннюю женскую силу, про управление собственной жизнью и судьбой.

Последние, я надеюсь, перекликаются с представленной на выставке серией моих фотопортретов, сделанных молодым фотографом Аксаной Лисовской

Аксана Лисовская собрала серию из портретов, которые «раскрывают возможность счастливой жизни после пережитого насилия». Что делает вас счастливой после всех тяжелых событий, произошедших в вашей жизни?

О. С.: После пережитого крепко стоять на ногах и радоваться жизни мне помогает принятие моей истории. Раньше я чувствовала себя второсортным человеком, который не заслуживает ничего в этой жизни. Мне казалось, что моя жизнь кончилась. Любовь к сыну и жажда жизни заставили меня изменить свое мнение. 

Я стала относиться к пережитому как к опыту, которым хочу поделиться. Книга, тексты для канала «Как дальше», занятия Крав-Магом под руководством Александра Марчака, йога и походы в горы делают меня счастливой. Меня вдохновляет обратная связь от читателей канала, мне нравится помогать людям. И самое важное для меня — это моя семья. Это безграничное счастье — иметь возможность обнимать любимых людей.

Ольга Симонова
Ольга Симонова

Создательница и автор социального проекта в телеграмме «Как дальше», одна из героинь документального фильма о жертвах домашнего насилия «Почему женщины убивают?».