ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ МЫ ДАРИМ РЕБЕНКУ, НЕРЕДКО ОТРАЖАЮТ НЕ ЕГО,А НАШИ ЖЕЛАНИЯ.
Лавина подарков может быть вызвана и нашим желанием приглушить чувство собственной вины: «Я редко бываю с тобой, я слишком занят(а) работой (повседневными делами, творчеством, личной жизнью), но я дарю тебе все эти игрушки и, значит, думаю о тебе!»
Наконец, Новый год, Рождество для всех нас — это возможность вернуться в собственное детство. Чем меньше мы сами получали подарков в ту пору, тем больше нам хочется, чтобы наш ребенок не испытывал в них недостатка. При этом случается, что многие дары просто не соответствуют возрасту детей и не вполне отвечают их вкусам. Игрушки, которые мы вручаем ребенку, нередко отражают наши собственные желания: электрическая железная дорога, которой не было в детстве, компьютерная игра, в которую так давно хотелось сыграть... В этом случае мы делаем подарки себе, за счет ребенка решаем свои давние детские проблемы. В итоге родители играют дорогими подарками, а дети радуются таким прекрасным вещам, как оберточная бумага, коробка или упаковочная лента.
Чем опасен избыток подарков?
Дети нередко думают: чем больше даров мы получаем, тем больше нас любят, тем больше мы значим для родителей. В их сознании путаются понятия «любовь», «деньги» и «подарки». Иногда они просто перестают обращать внимание на тех, кто осмелится навестить их с пустыми руками или принесет что-то недостаточно дорогое. Они вряд ли смогут понять символическую ценность жеста, драгоценность самого намерения сделать подарок. «Задаренные» дети постоянно нуждаются в новых доказательствах любви. И если их нет, возникают конфликты.
Могут ли подарки служить наградой за хорошее поведение или учебу?
Подарки с намеком?
Маленькие дети наверняка обидятся, если им подарить школьные принадлежности, повседневную одежду «на вырост» или назидательную книжку вроде «Правил хорошего тона». Не оценят они бессмысленные с их точки зрения сувениры, предназначенные не для игры, а для украшения полки. Дети воспримут как насмешку и подарок «с намеком» (для слабого — гантели, для застенчивого — пособие «Как стать лидером»). Подарки — это не только выражение нашей любви и заботы, но и свидетельство того, насколько чутко и уважительно мы относимся к своему ребенку.
Об этом
Татьяна Бабушкина
«Что хранится в карманах детства»
Агентство образовательного сотрудничества, 2004.
Марта Снайдер, Росс Снайдер
«Ребенок как личность»
Смысл, Гармония, 1995.
*ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВЫЗВАННОЕ НЕОЖИДАННЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ НА ПУТИ К ЦЕЛИ. ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОЩУЩЕНИИ БЕСПОМОЩНОСТИ, ТРЕВОГЕ, РАЗДРАЖЕНИИ, ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА.