«Обращайтесь адресно»: как правильно просить, чтобы не получить отказ — 7 психологических хитростей
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему так трудно

«Когда мы хотим о чем-то попросить, в голове сразу же возникает множество вопросов, — говорит психолог Мег Селиг. — Может, я прошу слишком многого? Может, я должен сам это знать или уметь? А что вообще обо мне подумают?»

Эксперт выделяет пять причин, по которым нам трудно обращаться за помощью:

  • токсичный индивидуализм — уверенность в том, что вы должны сами разобраться со всеми проблемами;

  • страх продемонстрировать слабость;

  • боязнь эмоциональной боли, которую вы испытаете из-за отказа;

  • низкая самооценка — вы уверены, что не имеете права никого ни о чем просить;

  • опасение, что мнение о вас изменится в худшую сторону.

Психолог говорит: все эти причины могут лишить нас поддержки и ресурсов, в которых мы нуждаемся. По иронии судьбы люди на самом деле готовы помогать нам вдвое чаще, чем мы думаем.

Что делать

1. Не намекайте

Никто не умеет читать чужие мысли. Озвучивайте просьбу прямо и вслух.

2. Обращайтесь адресно

Если вы пишете в школьный чат: «Кто может прийти, чтобы помыть в классе окна?», будьте готовы к тому, что не придет никто. Потому что все понадеются друг на друга и никто не сочтет себя обязанным откликаться на призыв. Это называется эффектом стороннего наблюдателя.

3. Формулируйте просьбу максимально конкретно

Что нужно сделать, когда нужно сделать, сколько времени займет. Часто люди отказывают, потому что изначально считают, что придется приложить слишком много усилий.

4. Просите лично

В крайнем случае по телефону. Статистика показывает, что когда человек получает сообщение или письмо с просьбой, ему проще сказать «нет». Ведь для этого не надо смотреть в глаза.

5. Заранее давайте понять, что вы не в обиде на отказ

Очень хорошая формулировка: «Было бы здорово, если бы у вас была возможность, но я ни в коем случае не настаиваю».

6. Не бойтесь обращаться снова к тому, кто уже отказывал

По словам эксперта, люди, которые уже однажды не захотели помочь, с большей вероятностью помогут после второй просьбы.

7. Благодарите

Лишний раз подчеркнуть, насколько его помощь была нужна, — очень важный момент. Можно искренне сказать, что без поддержки вы бы не справились. Только избегайте чрезмерной эмоциональности.

Что не говорить

По словам психологов, если человек чувствует, что его пытаются «продавить» или манипулируют им, считайте, что шансы на получение помощи свелись к нулю. Какие фразы точно не стоит произносить?

1. «Это займет всего минуту»

Ну вы же сами знаете, что это не так, правда? Более того, собеседник тоже это понимает, так что заранее откажет.

2. «Не мог бы ты мне помочь?»

Это манипуляция, если вы планируете сначала получить ответ на вопрос и лишь потом изложить суть проблемы. Такая тактика может иметь неприятные последствия, особенно если человек согласится, а потом поймет, что не готов делать то, о чем его попросят.

3. «Да тебе самому это понравится»

Это абсолютно манипулятивная тактика, потому что суть ее звучит так: «Я знаю, что для тебя лучше, и это я делаю одолжение тебе, приглашая принять в этом участие».

Что в итоге

Еще раз: у вас есть право попросить! Но при этом у другого человека есть право отказать — это два главных правила любой подобной коммуникации. При этом к вашей просьбе должны отнестись уважительно, как и вы — к отказу. И тот, кто согласился помогать, оставляет за собой право передумать.

По материалам Psychology Today