«Он не тот, за кого выдает себя». Чем опасны мифоманы?

Понемногу лгут все. Так, большинство из нас время от времени «подправляет» реальность в свою пользу — например, чтобы избежать общения с неприятным человеком или сделать интереснее профиль на сайте знакомств. Нам может быть стыдно за эти моменты слабости, но они, как правило, не мешают нам адекватно судить о себе или общаться с другими людьми. Однако в случае патологических лжецов, или мифоманов, ложь становится главным содержанием жизни.

Блестящая иллюзия

Первым феномен мифомании описал в начале XX века психиатр Эрнест Дюпре. Он сделал вывод, что патологические лжецы стремятся сочинять о себе необыкновенные истории, чтобы «повысить свою привлекательность в глазах других, привлечь к себе внимание». У многих из них с детства проявляются истерические черты характера, привычка манипулировать окружающими и добиваться своего с помощью убеждения.

У мифоманов часто прекрасно развито воображение: их речи звучат правдоподобно до тех пор, пока не вступают в очевидное противоречие с реальностью. Мифомания может быть более или менее выраженной, у нее могут быть разные конкретные причины, но основа всегда одна и та же: возможность получить лучшую, более захватывающую и увлекательную жизнь.

Единожды солгав, мифоман втягивается в порочный круг, уходя все дальше от реальности

Например, такие люди могут воображать себя наследниками древнего аристократического рода, космонавтами, гениальными изобретателями или влиятельными бизнесменами. При удачном стечении обстоятельств человек, который убежден в собственной лжи и блестяще умеет убеждать других, может поддерживать в окружающих веру в собственный миф в течение многих лет.

Лгать до последнего

«Больше всего мифоман боится того, что его ложь будет раскрыта. Для него это означает новый кризис, крушение блестящей «карьеры», которую он с таким трудом создавал, пусть только в своем воображении, — объясняет клинический психолог Мишель Лежуайо. — Поэтому даже в безвыходной ситуации мифоманы продолжают настаивать на правдивости своей истории, создавая все новые и новые нагромождения нелепых выдумок».

Единожды солгав, мифоман втягивается в порочный круг, уходя все дальше от реальности. Чем дальше он продвигается в построении своего идеального мира, тем больших жертв требует эта работа. Ради сохранения своего секрета мифоман может пойти на воровство, мошенничество, а в случае серьезной патологии — даже на убийство.

Самый драматичный пример — история Жан-Клода Романа, героя романа «Изверг» Эмманюэля Каррера. В возрасте 19 лет Жан-Клод стал студентом медицинского факультета. Однако на второй год обучения он не явился на экзамены, а родителям и друзьям солгал, что благополучно сдал их. С этого момента молодой человек начал вести двойную жизнь: вначале он имитировал студенческую жизнь, затем работу во Всемирной организации здравоохранения.

Обман продолжался целых 18 лет. За это время он успел обзавестись женой и детьми. Но в конце концов жена и родители начали подозревать его и попытались разузнать правду. Загнанный в угол, Жан-Клод Роман убил жену, детей, родителей и попытался совершить самоубийство.

Невыносимая реальность

Специалисты объясняют, что корни этой неутолимой потребности придумывать себе другую жизнь лежат в неприятии себя и собственной жизни. «Часто патологическое пристрастие к выдумыванию мифов о себе развивается после психологических травм, в первую очередь сексуальных, — объясняет Мишель Лежуайо. — У людей, переживших серьезную травму, могут отказать привычные психологические защиты, которые поддерживали их позитивное мнение о себе и мире. В таких условиях их личность может начать разрушаться.

Они ищут защиты от боли в забвении себя, в побеге в чужую реальность, созданную их фантазией. Исследования установили, что мифомания имеет много общих черт с синдромом множественной личности. Но там, где мифоман лжет, человек с множественными личностями просто переключается между разными «обитателями» его тела».

Они словно живут во сне и всеми силами пытаются избежать пробуждения

По словам Мишеля Лежуайо, «у мифомана есть представление об истинности своих построений, но это представление очень ограничено». Не следует путать мифоманов с циничными манипуляторами, которые используют ложь как инструмент для достижения своих целей. В отличие от них, для мифоманов ложь является самоцелью. Они живут в своем придуманном мире и наслаждаются (до поры) тем, что имеют именно такую жизнь.

Они словно живут во сне и всеми силами пытаются избежать пробуждения. В этом и состоит главное препятствие на пути тех, кто хочет помочь мифоманам. «Человек с этим расстройством не признает себя больным, что представляет большую трудность для лечения, — объясняет клинический психолог.

Здесь требуется очень долгий и сложный психотерапевтический процесс. Главное — чтобы сам клиент был настроен идти на контакт. Иначе его успешное выздоровление может стать очередным спектаклем, мастерски разыгранным перед родными и друзьями».