«Опять свинарник развел!»: что делать с беспорядком в комнате ребенка?

«Я борюсь с дочерью уже год, — жалуется Екатерина, мама 12-летней Ани. — Ну как объяснить подростку, что необходимо хотя бы иногда устраивать санитарный день?»

Нам с детства внушали, что уборка — это что-то обязательное. «Те, кто рос в советском и постсоветском времени, помнят, что обсуждение принятых кем-то из старших правил не особо приветствовалось, — рассказывает детский психолог Ксения Крыласова. — Современные дети чувствуют себя свободнее и чаще задаются вопросом: «А зачем это нужно?» Им необходимы ответы.

Куда проще отдать приказ и требовать исполнения, но такая схема неэффективна. Результат предсказуем — полное неприятие, желание сделать наоборот и, как итог, отдаление от родителей. Поэтому в первую очередь постарайтесь объяснить себе: зачем нужен порядок в вашей комнате, в комнате ребенка, в целом в доме?»

«Опять свинарник развел!»: что делать с беспорядком в комнате ребенка?

Почему он не убирается?

Не стоит быть категоричными в своих заявлениях: «он не ценит то, что имеет», «да ему просто лень убираться». Вместо этого лучше проанализируйте, с чем может быть связан беспорядок в комнате ребенка.

Неудобная организация пространства

Например, неудачно организовано место для хранения вещей: ящиков слишком много, и ребенок все время забывает, что где лежит. Поэтому ему проще держать все в пределах видимости, из-за чего и образуется свалка. Бывает и так, что ребенку как раз не хватает полок, ящиков или шкафа. Или полка висит слишком высоко, и ему легче сложить вещи на столе.

Еще одна часто встречающаяся история — ребенок левша, но родители при обустройстве комнаты это не учли. И его рабочий стол организован не так, как было бы удобнее при ведущей левой руке. Тогда ребенок вынужден создавать свой порядок обращения с предметами, нарушая тот, который вы себе представляли.

Эмоциональный контекст

Дело может быть в эмоциях и ощущениях самого ребенка. К примеру, ему не нравится его комната, и все в ней нагоняет на него скуку. Он старается этого не замечать и, соответственно, беспорядок игнорирует тоже. Или же ребенок не в состоянии расстаться с игрушками, с которыми вырос, не может прекратить их собирать — так они и копятся в огромном количестве, образуя настоящие завалы.

В этом случае ему нужна ваша помощь, а иногда и помощь психолога. Пробуйте вместе справиться с беспорядком и учите ребенка сортировке вещей на нужные и ненужные.

В знак протеста

Особенно актуально это в подростковом возрасте, когда любые попытки разобраться с бардаком в комнате ребенка воспринимаются как посягательство на его личное пространство. Представьте, что кто-то хозяйничает на вашей кухне, требует, чтобы все располагалось так, как удобно ему? Чувствуете, как все закипает внутри? Потому что это ваша территория! А комната ребенка — это его территория. И он вправе решать сам, где и как хранятся его вещи.

Если комната не только его

«Рабочее и спальное место у сына в гостиной, — рассказывает Анна, мама тринадцатилетнего Матвея. — Я не настаиваю на постоянном порядке, но когда приходят гости, прошу его привести кровать и стол в божеский вид. Обычно наталкиваюсь на отговорку: «Ой, мам, не сейчас». Убираюсь сама, и все заканчивается скандалом».

Конечно, когда речь идет об общей территории, необходимо договариваться, но директивы тут не помогут. Попробуйте объяснить ребенку, почему для вас важно, чтобы он убрался. Что вы чувствуете, если он этого не делает, как вам хотелось бы, чтобы было. И обсудите компромиссный вариант.

«Опять свинарник развел!»: что делать с беспорядком в комнате ребенка?

Уговорить или заставить?

Принуждение всегда имеет негативный оттенок. Очень обидно и больно, когда самый близкий человек в жизни ребенка заставляет его что-либо делать против воли. И неважно, в каком возрасте это происходит.

Вредные советы по развитию невроза у ребенка:

  • Если хотите окончательно испортить отношения с ребенком — чаще заставляйте его убираться в своей комнате;
  • Если хотите, чтобы у него была низкая самооценка, называйте его «свинтусом» и «грязнулей» за каждую вещь, лежащую не на своем месте;
  • Если хотите развить в своем ребенке безвольность — стойте у него над душой с самого начала уборки и до самого конца, не отходя ни на шаг и не сводя с него глаз.

И все-таки стоит обозначить одно хорошее правило. Комната ребенка не должна быть похожа на помойку — никаких огрызков, кусков засохшей пиццы и тарелок с недоеденной едой. Лень доходить каждый день до помойного ведра — пусть у него в комнате будет своя мусорка. Только договоритесь, чтобы раз в несколько дней он ее опустошал.

Каждому свое

Все мы устроены по-разному. Это касается и характера, и организации ведущего полушария, и чувствительности нервной системы. Как понять по своему ребенку — помогает ли ему хаос или на самом деле ему нужен порядок, но он ленится? Наблюдайте за ним и обращайте внимание на то, как на него влияет по-разному обустроенное пространство. Темперамент действительно влияет на создание подходящей обстановки для жизни и творчества.

«Недавно я смотрела фильм, где главной героиней была талантливая портниха. В мастерской ее окружали разные вещи, которые ее вдохновляли, — делится детский психолог Ксения Крыласова. — Родственники же считали это хаосом.

— Как-то они решили сделать ей подарок и провели генеральную уборку в мастерской, расставив все по своему усмотрению. Несчастная портная была в потрясении. Фраза «я все это создавала годами» объясняет, насколько организация пространства прежней мастерской, а в понимании других — беспорядок, имела для нее значение.

А одноклассник моей дочери — фанат физики, и порядок ему нравится во всем — за своим рабочим столом, на полках, в шкафах. У него много разных коробок, органайзеров. Все предметы классифицированы и структурированы на разных уровнях: паяльники, шнуры, книги, одежда, зона отдыха, учебной работы и научного творчества.

Швейцарский психолог Жан Пиаже говорил о беспорядке так: «Нет никакой такой вещи, которую можно назвать беспорядком, а скорее есть два вида порядка — геометрический и обыденный. В моем случае это определенно обыденный и удобно организованный для меня»1.

Об эксперте:

Ксения Крыласова

Ксения Крыласова — клинический психолог, гештальт-терапевт, специалист в психологической помощи детям, подросткам и их родителям. Ее сайт.


1 «Психологический журнал», 2000, том 21, №2, с. 138-144.