Кадр из трейлера к фильму «Северная станция» | Источник: kino.mail.ru

Кадр из трейлера к фильму «Северная станция»

Фото

kino.mail.ru

В стенах учебных заведений, где знания передаются из поколения в поколение, а умы растут и формируются, есть опасность, о которой не предупреждают первокурсников, — романтические отношения между педагогом и студентом. На первый взгляд такая связь может показаться волнующей и даже вдохновляющей, поясняет клинический психолог Ирина Самарина, — но за фасадом взаимного интереса и интеллектуальной близости скрывается пропасть, наполненная властью, уязвимостью и потенциальным абьюзом (использованием).

Природа отношений «педагог — студент»: дисбаланс власти и родительские проекции

Целью отношений педагога и студента изначально является передача знаний и опыта. Педагог — это фигура «гуру», обладающего особым знанием и властью, необходимой для наставничества. Однако эта роль выходит далеко за рамки простого транслятора информации. Педагог становится экраном для всевозможных проекций учеников, часто воплощая собой более родительскую фигуру, нежели человека, с которым можно построить отношения на равных.

Студент находится в зависимом положении. От педагога зависит, какие у студента будут оценки, допуск к следующим этапам обучения, какие рекомендации получит студент — все это находится в руках педагога. И, несмотря на то, что студент имеет право испытывать к педагогу различные чувства, от восхищения до разочарования, именно на педагоге лежит ответственность за поддержание профессиональной дистанции и защиту от потенциального вреда.

Роковой ответ: что происходит, когда педагог отвечает взаимностью?

Когда педагог отвечает на чувства студента, возникает внутренний конфликт, в котором студент вынужден ставить отношения на первое место, жертвуя своими целями в учебе. В ситуации ссор и притирок педагог испытывает агрессию, уместную в отношениях, но не в учебе, и это неизбежно считывается студентом, влияя на его успеваемость.

Студент вынужден скрывать такие отношения, что лишь усугубляет ситуацию. У студента может возникнуть ощущение предательства, так как он бессознательно искал в педагоге родительскую фигуру, а педагог не выдержал этой роли, не выдержал ответственности. То, что воспринимается как влюбленность, часто оказывается лишь реакцией переноса.

Последствия

Здоровая конкуренция среди сверстников становится затрудненной. Также к негативным последствиям можно отнести вопросы к педагогу о его профессиональной пригодности, вопрос нахождения студента в группе, а также серьезные психические травмы разной степени тяжести.

В чем коренное различие: отношения «педагог — студент» vs «педагог — не студент»?

Ключевое отличие — в существующей иерархической структуре отношений педагога и студента. Такая структура подразумевает:

  • Власть и зависимость: студент зависит от педагога в плане оценок, рекомендаций, возможности участия в исследованиях и других академических преференций. Эта зависимость создает уязвимость, которой может воспользоваться педагог.

  • Авторитет и влияние: педагог воспринимается как авторитетная фигура, обладающая знаниями и опытом. Его мнение имеет вес, что может затруднить студенту возможность противостоять давлению и манипуляциям.

  • Профессиональная этика: на педагога возлагается обязательство соблюдать профессиональную этику, которая запрещает использовать служебное положение в личных целях. Романтические отношения со студентом — прямое нарушение этой этики.

В отношениях педагога с человеком, не являющимся студентом, эти факторы отсутствуют или значительно смягчены. Власть и влияние распределяются более равномерно, и нет риска злоупотребления служебным положением.

Действие власти: идеализация, проекция и зависимость

Тема власти пронизывает все аспекты отношений между педагогом и студентом.

  • Создание нездоровой динамики: педагог может использовать свое влияние, чтобы манипулировать студентом, оказывать на него давление, контролировать его поведение и ограничивать его свободу.

  • Нарушение границ: педагог может нарушать профессиональные границы, вторгаясь в личное пространство студента, задавая неуместные вопросы или делая двусмысленные намеки.

  • Использование уязвимости: педагог может использовать потребность студента в одобрении и поддержке для достижения своих целей.

  • Создание атмосферы страха: студент может бояться противостоять педагогу, опасаясь негативных последствий для своей учебы и карьеры.

  • Эта власть искажает восприятие реальности, заставляя студента верить в то, что отношения с педагогом — это норма и даже привилегия. Студент может не осознавать, что становится жертвой абьюза (использования), пока отношения не войдут в более интенсивную динамику.

Противоречивые чувства в этом сценарии

В романтических отношениях между педагогом и студентом неизбежно возникают конфликты, обусловленные дисбалансом власти и нарушением ролевых границ.

  • Конфликт интересов: педагогу может быть сложно объективно оценивать знания студента, что может вызывать недовольство у других учащихся. Студент может испытывать вину за то, что получает незаслуженные привилегии.

  • Конфликт лояльности: педагог должен соблюдать профессиональную этику и интересы университета, а студент — свои собственные. Эти интересы могут противоречить друг другу, создавая напряжение в отношениях.

  • Конфликт ролей: педагог одновременно является и родительской фигурой, и претендующей на более личные (интимные) отношения. Студент может испытывать трудности в различении этих ролей и в понимании, чего от него ждут.

  • Внешнее давление: общественное осуждение, слухи и сплетни могут оказывать сильное давление на отношения, создавая стресс и тревогу, которые ведут к неврозу.

Исключение из правил: возможна ли здоровая связь?

Да, конечно. Исключения всегда бывают. Но редко. В данном случае существует единственное исключение — когда любовь дает двум людям возможность быть свободными и счастливыми.

Мнение редакции

«Северная станция»: честный фильм на тему преподавательского абьюза

Кадр из трейлера к фильму «Северная станция» | Источник: kino.mail.ru

Кадр из трейлера к фильму «Северная станция»

Фото

kino.mail.ru

Можно ли снять максимально честный фильм об отношениях преподавателя и ученицы? Фильм, лишенный обобщений, упрощения (он плохой, потому что абьюзер, она — хорошая, потому что жертва), стандартизации. Историю, в которой те, кто пережили подобное, узнают себя?

У создателей «Северной станции» это получилось. В марте 2025 года на XXIII Международном фестиваль кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске режиссер Сергей Овечко представил фильм, снятый по собственному сценарию. И с точки зрения психологии это, пожалуй, лучший на сегодняшний день фильм про абъюзивные вертикальные отношения.

Свете 29 лет, она работает в океанариуме и избегает близких отношений с мужчинами, заменяя их встречами на один вечер. Ее находит бывшая однокурсница и рассказывает о скандале на биофаке, где обе когда-то учились. Преподаватель Павел Рудин обвинялся в домогательствах и сексуализированном насилии над первокурсницей. Вместе со Светланой мы погружаемся в воспоминания о том, что происходило на северной биостанции почти десять лет назад.

Фильм дает возможность понять, что происходит внутри таких отношений и как они разрушают жизни людей, что переживают участники. А тем, кто прошел через подобное и готов вновь встретиться с этой темой, он может стать своего рода кинотерапией. Хотя, конечно, в первую очередь последствия такого абьюза необходимо прорабатывать с психотерапевтом.

Более подробный разбор истории, показанной в фильме, читайте в следующей статье.

  • Режиссер и автор сценария: Сергей Овечко

  • Продюсер: Игорь Толстунов, Анна Кагарлицкая, Сергей Козлов, Зара Янгульбиева

  • В ролях: Дарья Алыпова, Максим Севриновский, Сергей Волков, Валерия Репина, Евдокия Тарасова, Азат Алимбаев, Алина Лукьянович, Мария Селезнева.

На международном фестивале кинодебютов «Дух огня» в 2025 году фильм удостоился приза гильдии кинооператоров имени Павла Лебешева за лучшую операторскую работу и приза имени Александра Абдулова за лучшую женскую роль.

Ирина Самарина

Клинический психолог, платформа «Поговорим.онлайн»

Сайт
Опрос

Сталкивались ли вы с домогательствами или ухаживаниями вашего преподавателя?

  • Да, и мне не было 18-ти лет
    %
  • Да, после 18 лет
    %
  • Нет, никогда
    %
  • Инициатором отношений был(а) я
    %