Светлана Лукка
Психолог и консультант, специализирующийся в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог
Периоды детского развития: от 7 до 12 лет

В этом возрасте ребенок уже достаточно внимателен, способен контролировать эмоции и поведение. Развивать все это — задача родителей, а не учителей. Однако часто дети приходят в школу неподготовленными, и это мешает им усваивать знания. Ребенок быстро устает, не может высидеть до конца урока, плохо понимает учителя.

До школы казалось, что все нормально, просто ребенку скучно заниматься чем-то долго, он просто подвижнее, чем остальные, или, наоборот, медленнее других. Но в первом классе такие особенности могут стать проблемой, и тогда лучше обратиться к специалисту, чтобы понять, нужна ли ребенку профессиональная помощь, или он «перерастет» трудности.

Ищем таланты

Школа — это дисциплина, это правила, которые надо соблюдать. Ото всех учеников требуют одного: писать аккуратно без помарок, отсчитывать клеточки от края тетради по математике, читать определенное количество слов в минуту. В таких рамках ребенку порой бывает трудно выразить себя, продемонстрировать свои таланты. Задача родителей — помочь ему раскрыться.

Не стоит зацикливаться на идеальном почерке и заставлять детей бесконечно переписывать задания. Если у ребенка лучше получается петь, или он быстро бегает, плавает, занимается карате, развивайте эти способности. А часы, потраченные на прописи и технику чтения, могут уничтожить интерес к учебе.

Нужно помочь ребенку сохранять баланс между спонтанностью, стремлением самовыразиться и школьными требованиями. Родители должны поддерживать ребенка не только дома, но и в школе, принимать его сторону в споре с учителем. Но не стоит перегибать палку: есть правила, обязательные для всех.

Периоды детского развития: от 7 до 12 лет

Живое общение

Планшеты, телефоны, компьютеры — наше будущее, но всегда ли они положительно влияют на детский мозг?

Даже просмотр полезных роликов в интернете вовсе не равен творчеству. Детские головы сегодня переполнены информацией, которую их «обладатели» не умеют грамотно использовать. Они чаще общаются не лично, а в виртуальном пространстве, но оно не может заменить живой контакт. Общение со сверстниками — до сих пор самый эффективный способ социализации.

Конечно, полностью запретить девайсы нельзя, ведь все ими пользуются.

Но нужно контролировать, сколько времени ребенок тратит на них, на каких ресурсах бывает, иначе увлечение играми или чатами может перерасти в зависимость, близкую к наркотической. Поэтому самый действенный способ сочетать виртуальную и реальную жизнь — это разумные ограничения.

Свободное время

Почему-то считается, что ребенок не должен сидеть без дела, что нужно загрузить его уроками, дополнительными занятиями. Но нельзя забывать, что детям необходимо свободное время наедине с собой, когда они могут помечтать, поскучать. Скука стимулирует творческую активность! Мечты формируют цели, и ребенок строит планы по их достижению.

К концу начальной школы дети заметно взрослеют, начинают понимать, чего хотят, что им интересно, а что — нет. Общение со сверстниками выходит на первый план, мнение компании влияет на выбор прически, спортивной секции, музыки, одежды и многого другого.

Иногда уже в 11 лет начинается «переходный возраст», ребенок становится подростком. Это новый этап в его жизни, и именно сейчас поддержка родителей значит для ребенка как никогда много.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Статьи «Периоды детского развития: младенчество», «Периоды детского развития: от 1 года до 3 лет» и «Периоды детского развития: от 3 до 7 лет» уже на сайте.

Светлана Лукка

Об авторе

Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее сайт.