«Песни, которые сделали мой год»: зачем россияне массово делятся музыкальными итогами (и многих раздражают)
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В начале декабря сразу несколько популярных музыкальных сервисов дали своим пользователям доступ к персональной статистике. Узнать, какие песни и каких исполнителей они слушают больше всего, смогли владельцы подписки Яндекс Музыки, Apple Music и Spotify. Такие данные раскрываются уже не первый год — и, по традиции, в соцсетях появилось множество скриншотов «личных топов» и даже споров, какая стриминговая платформа лучше и почему.

Почему людям так нравится делиться музыкальной статистикой

«Музыка является важной частью жизни большинства людей. Мы слушаем ее в транспорте, дома, на прогулке, в самолете и во время самых разнообразных занятий, — объясняет психолог Антон Никитин. — Она помогает нам расслабиться после трудного дня, дарит положительные эмоции, становится способом справляться с непростыми переживаниями. Иногда музыка помогает найти вдохновение для творчества, работы или просто улучшает настроение.

Как отмечает психолог, тренд делиться своими музыкальными предпочтениями и статистикой из музыкальных сервисов действительно получил широкий отклик у пользователей соцсетей. Он оказался не просто интересным способом общения, но и источником новых эмоций, открытий и взаимодействий сразу по нескольким причинам.

Самовыражение

Музыка — это язык, через который человек может рассказать что-то о себе, особенно вещи, которые бывает сложно выразить словами. Делая свою статистику публичной, мы выражаем свой стиль, настроение, показываем свою позицию. Для многих музыка — это часть их личности, способ сказать окружающим: «Это я. Это то, что мне близко и важно»

Поиск своих

Одна из базовых и самых сильных человеческих потребностей — понять, кто «свой», а кто «чужой». И в этом смысле музыка становится еще одним своеобразным языком общения. Говорим ли мы с тобой на одном языке? Совпадают ли наши вкусы? Участие в таких обсуждениях помогает ощутить себя частью большого сообщества, найти единомышленников, разделяющих ваши интересы, и почувствовать себя на одной волне с другими.

Положительные эмоции

Показывая свои музыкальные предпочтения, человек может получить одобрение и поддержку — например, лайк или комментарий о хорошем вкусе. Это дает быстрый заряд приятных эмоций, подтверждает, что ваш выбор ценят и разделяют. Подобные взаимодействия становятся простой, но действенной формой эмоционального подкрепления.

Новизна

Музыкальные предпочтения друзей или знакомых — это не только повод для общения, но и способ открыть для себя что-то новое. Если ваши вкусы совпадают, то вероятность того, что вы найдете в их списке что-то интересное для себя, очень велика. Этот тренд работает как механизм взаимного обогащения: делясь своей статистикой, вы не только показываете себя, но и открываете другим двери к новым музыкальным открытиям.

Оценка популярности своих вкусов

Когда человек делится своими предпочтениями, он сравнивает их с общей картиной. Это помогает определить, насколько его любимые исполнители популярны или, напротив, уникальны. Возможно, он увидит, что его вкусы находятся в мейнстриме, что приятно многим, или наоборот, поймет, что его выбор довольно редок — для кого-то ценно именно это.

Уникальность

Музыка — это мощный способ выделиться. Публикуя свою статистику, человек подчеркивает свою индивидуальность, показывает, что его вкусы особенные и интересные. Особенно это важно для тех, кто хочет выделиться на фоне общих трендов, демонстрируя свое чутье или любовь к редким, необычным жанрам и артистам. Это может превратиться в своеобразную игру: «Посмотрите, что я слушаю! А что ты?»

Соревновательный элемент

Для некоторых это может быть и неким соревнованием, давать возможность быть в чем-то первым, показать другим, насколько они интересны, креативны или «в теме». Кто слушает более редкую или необычную музыку? Кто нашел больше музыкальных новинок? Кто первым в своем кругу открыл того или иного исполнителя? Это подстегивает к дальнейшему участию в обсуждениях.

Потребность быть в тренде

Популярные тренды работают по принципу снежного кома: чем больше людей участвует, тем интереснее это становится другим. Участие в трендах — это своеобразный ритуал, который помогает ощутить причастность к чему-то большему. Делясь своей статистикой, человек показывает, что он в курсе последних тенденций, вовлечен и находится на одной волне с другими. Это может привлекать к нему внимание новых знакомых, друзей или подписчиков. Поддержка тренда становится знаком открытости, готовности к взаимодействию.

Музыка — это нечто большее, чем просто звуки. Это инструмент, который помогает нам не только выражать себя, но и строить связи, находить вдохновение и получать радость от взаимодействия с другими. Делитесь своей музыкой и, возможно, вы вдохновите окружающих на новые открытия!

Антон Никитин

Психолог, специалист онлайн-сервиса психотерапии Alter