Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Регрессия, гипноз, исследование родовых программ — настоящее модное веяние. Узнав, что с их помощью можно увидеть теневые этапы формирования психики и сбои в семейной системе, люди с большим энтузиазмом начали погружаться в прошлое.

В такой ситуации мы берем на себя роль детективов, которые ищут в закоулках сознания ценнейшую информацию — причинно-следственные связи, паттерны поведения, эмоциональные травмы родителей. И может казаться, что, приобретя это знание, узнав первопричины своих неудач, мы заставим их исчезнуть. Но это не так.

Мы можем узнать абсолютно все о своей семье, аж до седьмого колена, но не выбраться из замкнутого круга неудач

Отношения с противоположным полом продолжат не складываться, деньги не появятся, радость и удовлетворение не станут задерживаться в вашей жизни. На поиски ответов могут уйти годы, а реальность останется прежней.

Почему так? Потому что знание того, когда и почему произошел сбой в родовой программе, далеко не всегда исцеляет от травм. Более того, эта информация часто ставит нас в позицию жертвы семейной системы. Мы начинаем винить маму, папу, тетю, прабабушку. Пытаемся понять, зачем обслуживаем чужие сценарии, установки и гештальты. Испытываем разочарование, апатию, возмущение — почему мы должны разгребать ворох проблем, который достался нам по наследству?

Есть ли польза в исследовании прошлого?

Конечно, есть. Ведь огромное влияние на психику ребенка оказывают родители. В первые три года жизни формируются все базовые нейронные связи. Как будет развиваться наша личность, мировоззрение и социальное поведение, определяют два фактора:

1. Трансгенерационные сценарии

Они передаются из поколения в поколение. Это генетический опыт наших предков, который помогал им выживать, добиваться целей или избегать неприятных моментов. Порой этот «багаж» не дает нам двигаться дальше. Мы замечаем у себя необъяснимые страхи, негативные установки и комплексы.

2. Эмоциональные реакции родителей

Если мама и папа критикуют, игнорируют, манипулируют, обесценивают ребенка, то это приводит к эмоциональному дефициту или травме. Когда мы взрослеем, психотравмы проявляются постоянным стрессом, апатией, потерей личных границ. Развивается чувство вины, неполноценности и недоверия к миру.

Как понять, что в роду было что-то не так

Любой эмоциональный дискомфорт говорит об имеющихся сложностях, истоки которых находятся в детстве. Это можно заметить, например, по следующим сценариям:

  • «Я постоянно выбираю партнеров, которые меня отвергают, обижают или обесценивают»

  • «Я бесконечно критикую и наказываю себя»

  • «Я работаю больше всех и все равно не чувствую себя признанным»

  • «Я веду образ жизни, который разрушает меня, но не могу ничего с этим поделать»

Если мы обнаруживаем у себя деструктивное поведение, повторяющиеся сценарии, психосоматические симптомы или сложности в отношениях с партнером или друзьями, значит, у нас есть родовые травмы. Основная задача — выявить их, конкретизировать и проработать.

Правильный подход к анализу

Работать с внутренним миром важно и нужно. Можно делать это самостоятельно, если вы знаете базовые этапы формирования психики, либо с помощью специалиста, который будет ориентирован именно на настоящее, а не на бесконечную инвентаризацию прошлого.

Самые эффективные способы борьбы с эмоциональными травмами — развитие эмоционального интеллекта или использование современных психотерапевтических техник. К примеру, визуализации, работы с проективными методиками и терапевтическим полем. Такие методы позволяют обойти защитные механизмы нашей психики и направить необходимые ресурсы именно туда, где возник эмоциональный дефицит.

Подобная проработка должна давать видимые внешние изменения и продвигать вас к цели, которую вы для себя поставили в начале терапии

Также она должна создавать чувство внутренней устойчивости, зрелости, самодостаточности и безопасности. Если на протяжении длительного времени жизнь никак не меняется — это повод задуматься, что внимание направлено исключительно на исцеление прошлого, но не на интеграцию ресурсов в настоящее и будущее.

В этом случае необходимо пересмотреть подход, поменять специалиста или добавить другие психотерапевтические инструменты. Главная задача — не углубляться в проблемы родителей, а оставаться в реальности, здесь и сейчас. Найти источник энергии, чтобы повысить качество жизни и успеть по-настоящему ей насладиться. Пока наши эмоциональные травмы не стали исследовать потомки.

Анна Чернигова
Анна Чернигова

Психолог, сертифицированный психотерапевт, руководитель Международной академии репарационной психологии и терапии (iARPT)

Личный сайт