Назовите две обязательные составляющие среднестатистического буднего утра среднестатистического менеджера. Зарядка и душ? Как бы не так — кофе и Zoom с коллегами, иногда даже не вылезая из пижамных штанов. И, казалось бы, это так удобно: не нужно тратить время на сборы, стоять в утренних пробках, потом добираться с работы домой… Так почему многие из тех, кто еще недавно радовался этой возможности, потихоньку начинают ее ненавидеть?
Вроде бы усталость от Zoom и аналогичных платформ должна настигать только тех, кто проводит в подобных созвонах слишком много времени — по несколько часов в день, пять дней в неделю. Но нет: ученые утверждают, что замена нормального, естественного, привычного общения видеоконференциями дается непросто большинству из нас.
Джереми Бейленсон, профессор и директор Лаборатории цифровых человеческих взаимодействий Стэнфордского колледжа вместе с коллегами провел небольшое исследование, целью которого было выяснить, как и почему возникает так называемая «Zoom-усталость». Дело в том, что общение в привычном понимании — это сложное взаимодействие, состоящее из речи, жестов, движений и синхронности (т.е. мы взаимодействуем друг с другом одновременно, немедленно откликаясь на поведение друг друга).
Таким образом общаются не только взрослые: движения новорожденного синхронизируются с речью того, кто о нем заботится в первые дни его жизни. И в принципе такое взаимодействие онлайн тоже возможно, однако на то, чтобы оставаться «синхронизированными», уходит слишком много ресурсов. Любая сессия в Zoom сопряжена с постоянным напряжением, виной которому в том числе технические особенности: задержка звука, проблемы с передачей изображения. Мы далеко не всегда способны прочесть язык тела собеседника, вовремя отреагировать на его реплику.
Если экран большой, мы подсознательно воспринимаем изображенное на нем как угрозу
«Общаясь по видеосвязи, мы постоянно пытаемся определить (пусть даже бессознательно), настал ли наш черед заговорить, пора ли ответить собеседнику, следует ли он за нашей мыслью, — объясняет Стив Харрисон, профессор Политехнического университета Вирджинии. — Мы спрашиваем о чем-то, но из-за задержки звука ответ можем получить не сразу. Возникает странное чувство, что мы говорим сами с собой».
Другой источник стресса — формат изображения: мы видим себя не такими, как в зеркале, и часто то, что мы видим, нам совсем не нравится. Более того — бывает, что на протяжении всей беседы мы то и дело посматриваем на себя, стараясь контролировать то, как мы выглядим, что также не дает расслабиться. Маленькие окошки с изображениями участников беседы, развернутый на весь экран портрет спикера — все это тоже довольно неестественно. И, кроме того, если экран большой, мы подсознательно воспринимаем изображенное на нем как угрозу: активизируется симпатическая нервная система и может произойти запуск реакции «бей или беги».
Ну и наконец, многие участники исследований отмечают, что собеседники (особенно их взгляд) часто выглядят неестественно. Психолог Сюзан Пинкер рассказывает об исследованиях биохимических реакций, которые возникают в ходе общения разного формата: личного, в социальных сетях и по телефону. Их результаты подтверждают, что при диалоге лицом к лицу высвобождается больше всего нейротрансмиттеров — дофамина, дарящего нам чувство радости, и окситоцина, способствующего общению.
Почему знать обо всем этом так важно? Хотя бы потому, что, возможно, видеоконференции — не временная мера, а наша новая реальность, примета «дивного нового мира», ведь многие компании не планируют возвращать сотрудников в офисы. А значит, всем нам придется так или иначе приспосабливаться, учиться общаться друг с другом сквозь экраны наших мониторов.