Почему нас пугает человекоподобный робот: что такое эффект «зловещей долины»?
Фото
Кадр из фильма «Я, робот» (2004 г.)

Концепция «зловещей долины» описывает чувство страха, которое человек испытывает при столкновении с существом, чей статус живого или мертвого, человека или машины, реального или нереального невозможно сразу определить.

Механическое VS живое 

Впервые термин «зловещая долина», или «uncanny valley», был введен робототехником Масахиро Мори. Он заметил, что мы можем испытать глубокий дискомфорт при взаимодействии с неким неодушевленным субъектом, сильно похожим на человека.

В 1970 году в японском журнале Energy была опубликована статья «Букини но тани», переведенная британским искусствоведом Джасией Райхардт в 1978 году как «Жуткая долина». В этой статье Мори заметил, что наша реакция на человекоподобных роботов в какой-то момент резко меняется от симпатии к отвращению.

Почему нас пугает человекоподобный робот: что такое эффект «зловещей долины»?
Фото
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зловещая_долина#/media/Файл: Mori_Uncanny_Valley_ru.svg

Когда сходство машины и человека возрастает до критической точки, очень близкой к человеческой, возникает так называемая «долина» сильных негативных чувств сродни тем, которые провоцируются у человека видом трупов или зомби.

На сегодняшний день ученые до сих пор не пришли к единому мнению, почему мы так не любим гиперреалистичных роботов. Есть множество гипотез, которые постоянно проверяются в экспериментах и сменяют одна другую. Приведем некоторые из них.

Гипотеза избегания патогенов

Согласно эволюционной психологии, эффект «зловещей долины» может быть связан с базовой эмоцией отвращения или страха, развившейся в процессе эволюции как механизм избегания патогенов.

Недостатки во внешности или поведении роботов вызывают у нас отвращение, потому что заложенный эволюцией механизм избегания патогенов распознает эти недостатки как признаки заболеваний или психической нестабильности, которых следует избегать для успешного выживания.

Гипотеза нарушения ожидания

Когда Масахиро Мори объяснял работу «зловещей долины», он приводил в пример протез руки. На первый взгляд он казался реальной конечностью, но вызывал страх, когда из-за низкой температуры и отсутствия мягких тканей люди понимали, что конечность искусственная.

Мори предположил, что это жуткое ощущение было результатом несоответствия между визуальной и тактильной информацией. Так перцептивное напряжение, возникающее из-за противоречивых перцептивных сигналов, может вызывать у человека эффект «зловещей долины».

Человекоподобные существа вызывают чувство отторжения и неприязни у нас потому, что создают стереотипные ожидания о себе, но не соответствуют им — не моргают, странно двигаются или не реагируют на попытки завязать общение.

Гипотеза восприятия разума

Согласно гипотезе восприятия разума, андроиды пугают не потому, что они недостаточно реалистичны, чтобы быть неотличимыми от реальных людей. Напротив, они зловещи, потому что достаточно реалистичны, чтобы предположительно обладать человеческим разумом и субъективным чувственным опытом.

Это приписывание человеческих характеристик и черт нечеловеческим существам очень свойственно людям и называется «антропоморфизм». Хотя андроиды и созданные компьютером графические персонажи все больше становятся похожими на людей, жуткое чувство, которое они вызывают, напоминает людям об их идентичности как роботов, а не как людей.

Различия между роботами и людьми заключаются не только в их внешнем виде, но и в отсутствии человечности — способности чувствовать, планировать и свободно действовать.

Почему нас пугает человекоподобный робот: что такое эффект «зловещей долины»?
При помощи таких изображений ученые измеряют взаимосвязь между степенью нашего недоверия к «околочеловеческим» существам и их внешнему виду (например, размеру глаз).
Фото
Seyama, J., & Nagayama, R. S. (2007). The Uncanny Valley: Effect of Realism on the Impression of Artificial Human Faces. Presenc

«Зловещая долина» до своего открытия 

Термин «uncanny», или «сверхъестественный, жуткий», выделил еще в 1919 году Зигмунд Фрейд. В английском языке слово «uncanny» возникло в северных и шотландских диалектах со значением «за пределами понимания/знания» и к XVIII веку обозначало странность, ненадежность, ассоциировалось со сверхъестественным.

Аналогичное слово в немецком языке «unheimlich», содержащее слово «домашний», подразумевает отход от домашних или привычных качеств. Другие языки также вносят дополнительные нюансы в неопределимое, паралингвистическое ощущение страха, беспокойства, дискомфорта, которое испытывает человек при виде андроидов, клоунов, манекенов или реалистичных кукол.

О причинах возникновения эффекта «зловещей долины» начали размышлять задолго до того, как был назван сам термин. Так, автор эссе 1906 года «О психологии сверхъестественного» Эрнст Йенч утверждал, что неуверенность в том, «действительно ли внешне живое существо является одушевленным», непреодолимо вызывает сверхъестественное, жуткое чувство, которое сохраняется до тех пор, пока сомнения не разрешатся. Этот эффект может возникнуть случайно, например, если вы приняли пугало за человека, либо намеренно, если автор поставил перед собой такую художественную задачу.

«Зловещая долина» в поп-культуре

Концепция «зловещей долины» с момента своего открытия активно обсуждается, поскольку бросает вызов нашей привычке рассматривать мир в терминах двоичных систем — нового и старого, воображаемого и реального, живого и мертвого, природы и науки, машины и человека.

По мнению исследователя Бритт Сальвенсен, такая популярность «зловещей долины» сегодня указывает на «повсеместную психосоциальную тревогу, которая может быть связана с развитием технологий и, в свою очередь, с репрезентацией их продуктов в медиа.

Проблемы восприятия

Проблемы проверки визуальной информации на подлинность долго остаются нерешенными из-за того, насколько люди доверяют фотографиям и видео, поэтому любые попытки приблизиться к гиперреальному воспроизведению человека могут натолкнуть художников на проблему погружения в зловещую долину.

Печально известным примером тому может послужить мультипликационный фильм Роберта Земекиса 2004 года «Полярный экспресс». Создатели этого фильма достигли впечатляющих результатов, изобразив актеров-персонажей практически полностью реалистично с помощью программ искусственного интеллекта.

1/5
Фото:
Кадр из фильма «Полярный экспресс»» (2004 г)

Проблема, однако, заключалась в том, что близость визуализации рисованных персонажей к реальности была одновременно и крайне высокой, и в то же время недостаточно высокой для достоверности. Это приводило к психологическому стрессу у зрителей, которые находили персонажей в фильме тревожными. Приводящая в замешательство реакция была настолько сильной, что фильм собрал множество негативных отзывов, несмотря на использование в нем самых современных спецэффектов.

Есть ли способ избежать «зловещей долины» при создании робота?

Возможно, самый правильный путь для робототехников — намеренно давать понять человеку, что он взаимодействует именно с роботом. Лучше всего это делать через более простой и приятный глазу дизайн — милую внешность, как у персонажей мультфильма, в сочетании с механическими признаками вроде металлических деталей и проводов.

С другой стороны, вполне возможно, что через некоторое время мы просто адаптируемся и станем более комфортно относиться к человекоподобным роботам из-за постоянного взаимодействия с ними. Это еще предстоит выяснить.

Текст: Мария Горшкова