Почему незавершенные дела мы помним лучше?

Этот широко известный в психологии феномен был открыт в 1920-е годы нашей соотечественницей Блюмой Зейгарник1, когда она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Как-то раз в кафе Левин обратил ее внимание на странную закономерность. Официант превосходно запоминал все детали заказа, даже не прибегая к записям. Но выполнив его, уже не мог вспомнить, что именно заказывали предыдущие посетители.

Это наблюдение дало толчок для серьезного эксперимента, в ходе которого Зейгарник установила и описала в своей дипломной работе важную особенность нашей памяти: мы гораздо лучше, примерно в два раза, запоминаем незаконченные действия, чем те, которые были завершены.

Если задача была поставлена и не выполнена, наш мозг продолжает напоминать нам об этом, и мы невольно вновь и вновь мыслями возвращаемся к ней. Этот эффект проявляется в нашей жизни на каждом шагу.

Эффект Зейгарник и многозадачность

О том, что многозадачность мешает мозгу продуктивно работать и провоцирует стресс, написано немало. Это напрямую связано с эффектом Зейгарник. План разных дел, который вы держите в уме, это, в сущности, список незавершенных дел, от которых мозг не может отключиться и постоянно вам о них напоминает. В итоге вы не можете сосредоточиться на том деле, которым заняты в данный момент.

Лучший способ справиться с такого рода стрессом — «материализовать» свой мысленный план, «выгрузив» его на бумагу, в компьютер или телефон. Таким способом вы как бы «убеждаете» свой мозг, что эти задачи будут выполнены чуть раньше или чуть позже, и он перестает бомбардировать вас напоминаниями о них.

Почему незавершенные дела мы помним лучше?

Ожидание награды

Эффект Зейгарник проявляется в том, что мозг напоминает нам о невыполненной задаче. Но он никак не помогает нам приступить к ее выполнению. Размышлять о задаче и засучить рукава, чтобы действовать, — разные вещи, хотя первое предшествует второму. И здесь на нас прежде всего действует другой фактор — ожидание награды.

Предположим, перед вами стоит две задачи: почитать учебник и посмотреть фильм. Периодически мозг напоминает вам об этих несделанных делах. Но какое из них вы завершите, зависит от того, какой награды вы от них ожидаете и какая из них для вас предпочтительней. Для большинства из нас предпочтительней, то есть приятней, посмотреть фильм, чем сидеть над учебником. И скорей всего, вторую задачу мы будем откладывать под разными предлогами.

Если стоящая перед нами задача достаточно сложна, и мы впадаем в прокрастинацию, не зная, с какого конца к ней подойти, лучший способ — начать хоть с чего-то. Предпочтительней — с самого легкого. Дело начато — значит, оно будет закончено.

Навязчивые мелодии и завлекательные сериалы

Еще одно проявление эффекта Зейгарник — звучащая у нас в голове мелодия, от которой невозможно избавиться. Допустим, мы услышали некую песню. Но запомнить ее целиком не удалось, лишь небольшой фрагмент без конца прокручивается у нас в памяти. Почему происходит такое «застревание»?

Для нашего мозга песня, которую мы не полностью запомнили, — это незавершенное действие. Он повторяет известный ему фрагмент в попытках «достроить» песню целиком. Но это невозможно, так как в памяти она не отложилась.
Если же мы прослушаем песню еще и еще раз и наконец запомним ее всю, мозг посчитает задачу выполненной и избавит нас от наваждения.

Кстати, эффект Зейгарник может объяснить и ту зависимость от сериалов, в которую попадают миллионы людей. В конце каждой серии сценарист прописывает так называемый «крючок»: это некая интригующая ситуация (тайна, угроза, препятствие), исход которой можно будет узнать только из следующей серии.

Герой падает со скалы, героиня падает в обморок, получив какое-то письмо, вертолет, на котором летят герои, начинает падать… Даже если сериал не очень увлек зрителя, что-то подталкивает его узнать продолжение — другими словами, он попадает на этот «крючок». Нам необходимо, чтобы действие завершилось!


1 Блюма Вольфовна Зейгарник, советский психолог, основатель отечественной патопсихологии, одна из создателей факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.