Хотя доброе отношение к окружающим лежит в основе всех традиционных духовных практик, сегодня доброта не считается главным качеством человека. Если вы хотите сделать карьеру или добиться высоких достижений, она вам не помощник. Жизнь в согласии с нашими симпатиями, как нам кажется, ослабит или собьет нас с толку; мы убеждены, что доброта подрывает основы успеха.
Но все наоборот: жизнь, наполненная добротой, проживаемая в сочувствии и понимании слабостей окружающих, — это то, к чему мы стремимся естественным образом. Люди тайно совершают добрые дела, но не находят для их выражения ни слов, ни культурной поддержки. Психоаналитик Адам Филлипс и историк Барбара Тейлор написали небольшую, но проникновенную книгу «О доброте» и рассказали в ней, почему добрых чувств и поступков не стоит стесняться.
Доброта — почему это плохо?
С одной стороны, быть добрым рискованно: мы становимся более чувствительными к радостям и несчастьям окружающих, а попытки встать на место другого человека могут доставить сильный дискомфорт. Но если удовольствие от проявления доброты — как и все человеческие удовольствия — по природе своей пагубно, оно все равно остается одним из самых полных и благодарных, считают Адам Филлипс и Барбара Тейлор. Без добрых дел мы лишаем себя радости, необходимой для ощущения благополучия и счастья.
В наши дни добрые отношения ожидаемы, санкционированы и обязательны только между самыми близкими. Доброту подозревают в том, что она либо высшая форма эгоизма (так как дает ощущение морального превосходства и возможность манипулировать другим), либо форма слабости (добрые добры только потому, что у них не хватает смелости вести себя по-другому).
Если считать, что смысл жизни заключается в соперничестве, тогда доброта, определенно, выглядит старомодным, даже ностальгическим пережитком тех времен, когда мы еще могли испытывать к другим сочувствие. Если не брать в счет моральное одобрение, то как доброта может помочь добиться целей в обществе, где лидирующей ценностью стали ваши личные достижения? — задаются вопросом авторы книги.
Парадоксы доброты
И все же часть нашего «Я» страдает в отсутствие добрых поступков. Эти парадоксальные отношения с добротой, возможно, как ничто другое объясняют «гневную культуру» интернета. Мы сами не позволяем себе быть душевно щедрыми в полной мере, но ничто не возмущает нас так, как недобрые проявления других людей по отношению к нам. Мы ощущаем недостаток доброты и постоянно жалуемся на жестокость других, последовательно нуждаемся в доброте и все равно не можем впустить ее в свою жизнь.
Дети добры от природы, но социум корректирует их поведение, пишут Адам Тейлор и Барбара Филлипс. Одной из первых формирующих ребенка травм становится его понимание потребности в других: он испытывает травму беспокойства: «Что я должен сделать для своей мамы, чтобы она позаботилась обо мне?» (несмотря на то, что в реальности мать так же уязвима в своей любви к младенцу, как младенец — в своей зависимости от матери). Так в нем пробуждается естественная доброта, но это беспокойство впоследствии часто отвергается. Уход от него мы называем самодостаточностью, а в своей патологической форме он оборачивается нарциссизмом.
Доброта соединяет нас с другими, и в этом ее радость. Но ее темная сторона в том, что мы немедленно осознаем собственные и чужие слабости. Иными словами, доброта открывает перед нами миры других людей, чего мы так хотим и в то же время так боимся…
Об авторах
Адам Филипс — психотерапевт, эссеист, автор более 15 книг по психологии.
Барбара Тейлор — историк, профессор гуманитарных наук в Лондонском университете королевы Марии.