Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Война миров

Легендарное древнее проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен!» статистически сбывается, кажется, примерно раз в десятилетие, а уж к началу XXI века событийная повестка так уплотнилась, что породила новый термин, описывающий реальность, в которой единственной стабильностью является нестабильность: VUCA-мир.

VUCA — аббревиатура, которая расшифровывается так:

  • volatility (нестабильность),

  • uncertainty (неопределенность),

  • complexity (сложность) и

  • ambiguity (неоднозначность).

Но не успели социологи и психологи адаптировать эту модель к практике, как подоспела новая, еще более актуальная: BANI-мир.

Этот акроним соединил, соответственно:

  • brittle (хрупкость),

  • anxious (беспокойство),

  • nonlinear (нелинейность),

  • incomprehensible (непостижимость).

Предложивший эту модель футуролог Жаме Касио противопоставил ее доброму старому стандарту канувшего в прошлое SPOD-мира, стоявшего на устойчивости, предсказуемости, простоте и определенности

Того мира больше нет, и человечеству приходится балансировать на стыке сразу множества кризисов и стрессовых факторов, будь то геополитика, экология, экономические потрясения, информационные войны, технологические прорывы, ревизия прошлого, социальные лавинообразные изменения…

Тяжелее всего в этих реалиях приходится так называемому поколению-«сэндвич», представляющему собой статистически, демографически и позиционно «золотую середину». То есть стержневую, опорную активную часть общества, взрослую прослойку, обрамленную поколениями «детей» и «родителей». На него неизменно приходятся основные удары, и именно это поколение вынужденно отвечать на вызовы времени.

Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

История, в избытке поставлявшая нам примеры таких эпох, неумолимо развивается по спирали, и в наше время турбулентность проживается, пожалуй, как никогда сложно. К стандартным приметам вроде тревожности, нестабильности, краха привычных систем, отмены договоренностей, хаотичных деструктивных новых вводных и сокращения горизонта планирования в буквальном смысле до «дня сегодняшнего» добавились особенности остроактуальные — связанные с технологическими процессами и социальными реалиями.

Профессии, специальности и карьерные лифты, востребованные и гарантировавшие стабильность еще вчера, сегодня могут превратиться в устаревшее обременение. Пересматриваются или отменяются привычные представления о статусе и социальных гарантиях, деньгах, месте жительства, радикально сменяются приоритеты… Жизнь частного человека в подобных обстоятельствах можно привычно сравнить с лодочкой в бушующем океане. Или, если следовать метафоре турбулентности, — именно с самолетом, оказавшимся в соответствующей зоне. Потеряно ли при этом управление полностью? Нет. Но возможности очень ограничены, и главной функцией становится уже не столько добраться до ранее намеченной точки, а уцелеть и спастись прямо сейчас.

В самолете в такие моменты непросто всем — пассажирам и экипажу. Но труднее всех командиру корабля

У него нет права на слабость, критически велик риск ошибки в расчетах и действиях, от него требуется не только избежать катастрофы, минимизировать ущерб и мастерски провести борт через опасность, но и не допустить паники в кабине пилотов и салоне. И вот этим-то командиром неизбежно является поколение-«сэндвич».

Уроки Скарлетт О’Хара

Литературный пример — Скарлетт О’Хара из бессмертной саги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». При всей противоречивости характера эта героиня интуитивно выбирает идеальные стратегии преодоления эпохи турбулентности и блестяще мобилизует свои резервы. Вчера она танцевала и кокетничала на балу и наслаждалась богатством и статусом, а сегодня тащит на себе повозку, шьет платье из шторы, копает землю руками и берет на себя ответственность за слабых.

Она легко и без сожалений сбрасывает ставшие рудиментарными ненужные навыки, представления и привычки благополучного прошлого (в том числе этикетные), осваивает новые (частью ранее ею презираемые, частью и вовсе существовавшие за пределами ее кругозора) и творчески адаптирует свои полезные качества к новым реалиям.

Она не тратит сил, времени и ума на мудрствования и философствования (в отличие от совершенно потерявшегося в новом BANI-мире Эшли), не разменивается на бессильные жалобы и гнев (в отличие от своей сестры Сьюлин), если только ярость по конкретному поводу не помогает ей собраться в нужный момент. Не умиротворяется и не уповает на высшие ценности и стороннюю волю (в отличие от Мелани), не цепляется за утратившие вес и ценность прежние способы вести дела (в отличие от своего второго мужа Фрэнка).

Скарлетт берет на себя ответственность за других, но при этом столбит за собой право на единовластное принятие решений, взаимодействует с эффективными людьми (в первую очередь заручившись поддержкой Рэтта Батлера), стремительно культивирует свои сильные стороны и приобретает новые умения, формирует полезные связи, приносит необходимые жертвы, прибегает к сложным, но необходимым в конкретный момент компромиссам. Она не требует и не ждет благодарности, но настаивает на безоговорочном подчинении слабых, которые от нее зависят. Очень жестко, четко и безжалостно (к себе и другим) решает насущные задачи и проблемы и постоянно держит в уме в качестве ориентиров и стимулов единственно важные ценности, ради которых так тяжело трудится.

Эти ценности — те самые, базовые, «пирамидные»: еда и место безопасности и силы

«Видит бог, я больше никогда не буду голодать!» — это одна ее цель (реализованная, заметим, несмотря на «неверную» с точки зрения популярной позитивной психологии формулировку с частицей «не»).

«Тара!» — вторая, дом, точка сборки рода, земля отцов, родина.

И еще одна формулировка, с помощью которой Скарлетт блестяще минует психологические и ментальные ловушки, отвлекающие от цели других: «Я подумаю об этом завтра».

Нет, с помощью этой идеи она не зажмуривается, ограждая себя от неминуемого и насущного. Напротив, она отбрасывает ненужные мысленные и эмоциональные наслоения, которые размывают насущную необходимость и конкретную ближайшую задачу. И несложно заметить, что рекомендации многих современных ученых мисс О’Хара интуитивно изобрела и применяла, а миссис Митчелл описала задолго до того, как эти ученые родились на свет. Что позволяет утверждать универсальность этих полезных находок для любого времени, места и кризисных обстоятельств.

Скарлетт — настоящий капитан. Ей удается доставить судно в нужную точку и спасти всех пассажиров, не забыв и о себе

Скарлетт — представительница поколения-«сэндвич» былых времен. А сегодняшнее поколение-«сэндвич» — это коллективная Скарлетт. Стратегии, тактики, сам путь этой героини — превосходная мотивация и по сей день рабочий пример для человека эпохи турбулентности.

Вовсе не обязательно подражать ей во всем — личность эта весьма противоречивая, и ее выборы в этическом плане не всегда оправданны и уж точно не всегда необходимы. Но вот взять у Скарлетт ее потрясающую стойкость, поисковые навыки, находчивость, силу духа и веру в свою собственную победу — вполне имеет смысл.

Люция Сулейманова
Люция Сулейманова

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка»