«Полюбила себя, когда похудела: почему бодипозитив мне кажется обманом»

С детства я была полненьким ребенком. В семье был культ еды: бабушка с мамой прекрасно готовили и считалось, что нельзя себе отказывать. В подростковом возрасте стала неожиданно осознавать, что другие девочки в классе выглядят стройнее и оттого — красивее. К окончанию школы, когда у них были романы, я ощущала себя невидимой для противоположного пола.

Нет, я не плакала в углу: у меня были прекрасные друзья и насыщенная жизнь. Я рисовала, увлекалась музыкой, ездила на концерты. Держалась всегда уверенно, и, возможно, со стороны никто бы не заметил, что у меня комплексы из-за веса. Однако огромное количество энергии я тратила на то, чтобы закамуфлировать свою неуверенность. Бодрилась, пряталась за шутками, напускной легкостью, смехом. Меня любили, но никто не проявлял ко мне интерес как к девушке.

Почему же я не взяла себя в руки и не похудела? Во-первых, жила с родителями, а дома постоянно пекли пироги и тортики. К тому же еда превратилась в мою отдушину и утешение. Пока я ела, мне было хорошо.

Я поступила на отделение дизайна, увлеклась живописью. Мне удалось стать участником нескольких студенческих выставок. Теперь меня окружали интересные и нетривиальные люди. Многие из них — художники, которые способны воспринимать красоту, не ограничиваясь рамками стандартных представлений. И тем не менее во мне ценили друга, но по-прежнему не замечали женщину. И я понимала — всему виной излишняя полнота.

Подруги ходили на свидания, у них была романтическая жизнь. Я тоже не сидела дома, но вот любовная сфера была для меня закрыта. И снова я продолжала играть роль той, у кого все в порядке, отрываясь на еде.

Если бы я продолжала есть, не заниматься спортом и повторять, что люблю себя любой, то оттягивала бы время и чувствовала себя все хуже

Когда я заканчивала институт, стало набирать силу движение «бодипозитив». Я подписалась на аккаунты девушек plus size и задумалась: неужели, если просто поменять свое отношение, у меня изменится жизнь? Меня начнут замечать мужчины? Я, как и подруги, буду гордиться своим телом, бегать на свидания, флиртовать? У меня появится молодой человек? И поняла, что со мной этого точно не случится.

Я приняла другое решение: менять свои жизненные привычки и обрести новое тело. Перестать себя жалеть с помощью еды, чтобы потом презирать в зеркале. Я нашла работу, съехала от родителей и стала готовить сама. Уменьшила порции, перешла на более полезное питание. Записалась на фитнес, где мне очень повезло с инструктором. Он гарантировал — если работать и не отступать, у нас все получится.

Как ни странно, мне помогла и подписка на блогеров, призывающих к бодипозитиву. Я следила за девушками plus size и двигалась от противного. Понимала: даже при том, что многие из них очень хороши собой, я не хочу быть такой.

Если бы я продолжала есть, не начала заниматься спортом и лишь повторяла как мантру, что люблю себя любой, то оттягивала бы время и чувствовала себя все хуже. Я добилась своего: через год похудела на 20 кг, и, думаю, это еще не предел. Я активна, больше успеваю, но, самое главное, наконец-то нравлюсь себе.

У меня все еще нет молодого человека, но я стала уверенней. Это чувство пришло, когда я начала прикладывать усилия.

А просто уверять себя, что ты прекрасна, но ничего при этом не делать, по моему мнению — дорога в никуда. Не хочу никого, как принято говорить, «шеймить», стыдить за вес. Я сама еще недавно была очень полным человеком. Просто в моем конкретном случае бодипозитив — это попытка лишь завуалировать проблему разговорами.

«Важно разобраться — какова истинная мотивация для изменения своего тела»

Дарья Петровская, психотерапевт

Наши отношения с телом — это изначально проекция наших отношений со значимыми людьми. Например, в семье, где рос ребенок, не было внимания к эмоциональной стороне. И единственным способом выразить любовь и поддержку была еда.

Может быть, отношения в семье были напряженными, ребенок оставался в стороне из-за конфликтов взрослых. Тогда еда становилась способом «стать больше», стать видимым. Когда такой человек вырастает, у него формируются отношения с телом, похожие на внутренний диалог: «Какое ты, тело, некрасивое, толстое, я бы хотел, чтобы ты было другим». А в дальнейшем и отношения с посторонними часто формируются исходя из отношений с телом: стремление «быть незаметной, пока не похудею».

Чем трогает история девушки, так это ясным пониманием, что надо двигаться и менять привычки. В какой-то момент она осознала, что привычные ритуалы родительской семьи мешают ее собственной реализации, пошла новым для себя путем. Это требует колоссальных усилий и большой внутренней работы.

Важно понимать, из какого импульса происходят внешние изменения. Из любви к себе или из желания себя изменить как нечто недостойное

Но в терапии я бы исследовала то, что параллельно происходит внутри. Остается ли при этом отторжение своего тела, страх снова набрать вес? Есть ли у нее хорошее, поддерживающее отношение к себе разной или она опирается больше на признание других? По тексту об этом пока сложно судить.

Бодипозитив как явление прекрасен. Это позиция, в которой есть много принятия и уважения к себе как личности и своему телу в любых вариациях. Но на поверхностном уровне часто рождается много спекуляций для оправдания собственного нежелания развиваться.

Героине явно удалось взять хорошее из этого движения. Важно понимать, из какого импульса происходят внешние изменения. Из любви к себе («я достаточно хорошая и хочу большего») или из аутоагрессии, желания себя изменить как нечто недостойное. В первом случае ресурсом является внутренняя и внешняя поддержка, понимание: «Я разная, и я достойна любви просто так». Во втором присутствует много страха быть какой-то «не такой» (полной, некрасивой).

Как в терапии, так и самостоятельной работе с телом важно исходить из того, что в нас присутствуют две части. Подавляющая — «я, какой я должна быть», и подавляемая — «я толстая». Важно разобраться, какие импульсы и чувства прячутся в подавляемой части.

О чем на самом деле мне говорит мое тело? И какие есть иные способы позаботиться о себе, кроме еды? Это очень трудная, зачастую болезненная работа, но она высвобождает колоссальное количество энергии для движения вперед и гармоничного отношения к себе.