«Принцы, которые пытаются пробудить спящих красавиц»: что это за архетип мужчин и при чем здесь «мертвые матери» | Источник: Кадр из мультфильма Дисней «Спящая красавица» (1959 год)
Фото

Кадр из мультфильма Дисней «Спящая красавица» (1959 год)

Принцы и Спящие Красавицы

Версия Шарля Перро

Еще одна сказка, которой зачитываются девочки, — «Спящая Красавица». Она, как и другие архетипические истории, существует в разных версиях и вариациях. Во всех есть принцесса, которая волшебным образом засыпает, а потом пробуждается. Мы с Геннадием Малейчуком в книге «Сказки на кушетке» проанализировали этот сюжет на примере произведения «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Русскоязычным читателям «Спящая Красавица» известна в пересказе Шарля Перро.

В этой популярной версии истории у короля и королевы рождается долгожданная дочь. На ее крестины зовут семерых волшебниц, позабыв о старой колдунье. Но та все равно приходит, очень обиженная таким пренебрежением. И пока другие волшебницы дарят девочке красоту, ум и прочие нужные для жизни вещи, старая колдунья заявляет, что «принцесса проткнет себе руку веретеном и от этого умрет».

К счастью, молодая волшебница, которая еще не успела преподнести свой дар, умудряется хоть немного сгладить ситуацию. Она делает контрпредсказание: «… не в моей власти вовсе отменить то, чем пригрозила старая колдунья: принцесса проткнет себе руку веретеном. Но она не умрет от этого, а только заснет глубоким сном, который продлится сто лет. Тогда придет молодой королевич и ее разбудит».

Конечно, предсказание сбывается: принцесса протыкает себе палец веретеном и засыпает. Добрая волшебница и тут помогает — она погружает в сон весь замок и людей в нем, чтобы принцесса не проснулась в одиночестве. Вскоре вокруг заколдованного места густой лес из шиповника и терновника.

Спустя годы молодой королевич узнает об этой легенде, проходит через заколдованный лес, приближается к принцессе… И ровно в этот момент истекают отмеренные волшебницей 100 лет! Принцесса открывает глаза и говорит: «Ах, принц, я так долго вас ждала!» Потом свадьба и «жили они долго и счастливо».

Версия Джамбаттиста Базиле

Предыдущий вариант истории — переработанный и адаптированный для детского чтения. Куда более любопытны ее ранние версии. Например, в двухтомном сборнике «Пентамерон» («Сказка сказок»), собранном, обработанном и написанном Джамбаттиста Базиле в 1634 году, есть чудесная сказка «Солнце, Луна и Талия». В ней девушка по имени Талия впадает в сон из-за льняной кострицы — одревесневшей частички стебля льна, попавшей под ноготь.

Отец оставляет девушку во дворце и покидает это место скорби. Через некоторое время мимо проезжает король, чей охотничий сокол влетает в окно дворца. Забравшись по лестнице внутрь, король находит спящую Талию.

«Увидев ее и думая, что она спит, король стал ее звать; но, как ни кричал, как ни трогал ее, она не просыпалась. Тогда он, воспламененный ее красотой, снял ее с трона, отнес на руках на ложе, где сорвал плоды любви, после чего, оставив ее по-прежнему спящей, вернулся в свое королевство и в течение долгого времени не вспоминал об этом случае».

В положенный срок Талия производит на свет прекрасных близнецов. Дети живут рядом со спящей матерью, а «две феи, появившиеся во дворце, заботились о них, подкладывая для кормления к матушкиным сисечкам. И однажды, желая пососать молока и не находя сосок, младенцы присосались к ее пальцу и так сосали, что кусочек кострицы вышел из-под ногтя. И тогда Талия пробудилась, будто от тяжкого сна, и, увидев рядом с собой два чудесных создания, дала им грудь и привязалась к ним больше, чем к самой жизни».

Через некоторое время к Талии приезжает вспомнивший о ней король

Он поясняет, какое участие принял в появлении на свет детей, и называет их Солнце и Луна. Мужчина и Талия влюбляются друг в друга. Вот только есть одна незадача: король женат. Узнав об измене супруга, королева приходит в ярость, что, согласитесь, вполне закономерно. Она пытается уничтожить любовницу мужа и ее детей.

Однако все заканчивается «хорошо»: «Ревнивой жене короля удается заполучить детей в руки, и она повелевает их приготовить и дать в пищу их отцу, а Талию сжечь огнем; но повар спасает детей, а Талию король освобождает, бросив жену в тот костер, который она разожгла для Талии».

В этой истории я хотела бы порассуждать о мужчинах — «Принцах», которые описаны в сказках, — с акцентом на их поведении. На том, что они делают и не делают, и на мотивах их поступков. Если толковать содержание вышеописанных сказок буквально, принцы в них — это мужчины, которые пытаются пробудить к жизни мертвую женщину. Почему они так поступают? Для чего им это нужно? Какой символизм в этих историях? Почему мужчина, осознанно или нет, включается в «мертвую» девушку и пытается ее воскресить? Попробуем разобраться.

Мертвые матери — оцепеневшие сыновья

Чтобы понять Принца, который влюбляется в мертвую девушку, нужно сделать шаг назад и поговорить о его матери. Часто мать такого мужчины — это женщина, пережившая серьезную утрату — событие, которое лишило ее близкого человека: отца, матери, брата, мужа, ребенка, — или тяжелые переживания, связанные с потерей родины, дома, профессии, части своей идентичности.

Термин «мертвая мать» ввел в психотерапию Андре Грин. Он трактовал его так: мертвая мать — это мать, «которая остается в живых, но в глазах маленького ребенка, о котором она заботится, она… мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию». Депрессивные люди лишены контакта со своей живой, спонтанной, агрессивной частью. Вся их агрессия направлена вовнутрь, на самих себя.

Они редко переживают чувство гнева, но постоянно ощущают вину и печаль. Жизнь с замороженной, «мертвой» матерью меняет ребенка. Он растет, периодически чувствуя к ней враждебность. Это чувство превращается в тоску по любви, и в конце концов ребенок обвиняет себя в том, что недостаточно ценил маму. Это, в свою очередь, порождает ощущение «Я — плохой».

Мужчины, выросшие с «мертвой» матерью, не приходят в терапию с депрессией. Они жалуются на свое бессилие: на то, что не могут решать конфликты, использовать свои ресурсы и возможности, не удовлетворены результатами работы, не умеют или не способны любить.

Во время терапевтической работы психолог встречается с инфантильной, детской депрессией, основная черта которой — то, что первые симптомы появились рядом с человеком, погруженным в свое горе. Особенно сложно бывает мужчинам, чья мать горевала об утрате ребенка, умершего в результате выкидыша или несчастного случая. Особенно если в семье не принято было об этом говорить.

Источник: Кадр из мультфильма Дисней «Спящая красавица» (1959 год)
Фото

Кадр из мультфильма Дисней «Спящая красавица» (1959 год)

Однако, как пишет Андре Грин, «речь также может идти о депрессии разочарования: превратности судьбы в собственной семье или в семье родителей, любовная связь отца, бросающего мать, унижение. В любом случае на первом плане стоят грусть матери и уменьшение ее интереса к ребенку».

В итоге ребенок растет «сиротой» — отец, если он рядом, не откликается на потребности беспомощного младенца. Мать формально, технически им занимается, но ее сердце сжато кольцом страданий и боли. Она есть в физическом мире, но отсутствует в мире ребенка, потому что замкнулась, поглощена своим горем, не отзывается на призывы и погружена в свою бесконечную грусть и печаль.

Ребенок остается один, лишенный материнского тепла и любви, а по сути — отключенный от материнской энергии. Что он делает? Начинает «спасать» свою мать. Так, как может. Малыш ведет себя беспокойно, все время встревожен или слишком весел, демонстрирует разные симптомы: ночные страхи и кошмары, бессонницу — чтобы вернуть свою дорогую мамочку к жизни. Все для тебя, мама! Чтобы ты ожила и вышла из своего темного мертвого мира! Только бы увидеть огонек любви в твоих глазах! Дай мне хоть немного тепла и нежности… К сожалению, мама не оживает.

Она где-то далеко, у нее свои битвы и сражения, она, возможно, уже пирует в чертогах Одина или переплывает Стикс с Хароном. Телесно она рядом — кормит, читает книги, укладывает спать, но ее душа не здесь. Она в своей потере, в той утрате, в ужасе и одиночестве. Маленькому ребенку не под силу ее спасти.

Ребенок оказывается в сложной ситуации. Он злится на мать так сильно, что хочет ее смерти. Но она и так «убита» и «мертва»

Поэтому малыш подавляет эту злость и совершает так называемую аффективную дезинвестицию — «психическое убийство объекта, совершаемое без ненависти» (А. Грин). Мать отключена от эмоциональной жизни ребенка, и он никак не может заставить ее «включиться».

Тогда он использует единственный доступный способ быть в контакте, в близости со своей психологически мертвой матерью — ребенок «помещает» мать в свой внутренний мир при помощи интроекции, и теперь она навсегда становится частью его внутреннего мира. Ему не нужно обладать матерью — он сам становится ею.

Этот механизм мужчина бессознательно будет использовать во взрослом возрасте в любовных отношениях. Любое разочарование в партнере станет провоцировать взрослого сына мертвой матери демонстрировать равнодушие и отстраняться. Партнер будет дезинвестирован, символически убит — так же, как и холодная, неживая, замороженная своим гореванием мать. У такого мужчины огромный багаж невидимых «дефектов», среди которых можно выделить:

  • агрессию, ненависть, месть другим женщинам (которые становятся «мертвой матерью»), перемежающиеся с желанием обладать и властвовать над ними;

  • поиск сексуального наслаждения и удовольствия без важных чувств и переживаний, таких как любовь, нежность, теплота, забота; как следствие — невозможность испытать близость и слияние в любви;

  • пристальное внимание к состоянию партнера: в детстве он был вынужден постоянно подстраиваться к переменам в настроении матери; взрослый мужчина предвосхищает и угадывает чувства партнерши, чтобы опять не переживать мучительную зависимость от колебаний душевного расположения другого человека;

  • разочарование в любовных отношениях, неспособность поддерживать длительную связь, наслаждаться, отдаваться процессам, связанным с близостью, сексуальностью, любовной игрой и глубокой связью с другим человеком.

Психическая боль, которую пережил ребенок, парализует и блокирует его способность любить, потому что любые отношения вновь и вновь приводят его к состоянию бессилия. У мужчины «появляется чувство, что над ним тяготеет проклятье, проклятье мертвой матери, которая никак не умрет и держит его в плену. Боль, одна только душевная боль, сопровождает его отношения с другими людьми» (А. Грин).

Такие люди бывают успешны в профессии, вступают в брак, заводят детей — но все это с годами их разочаровывает. Все богатство человеческих отношений принадлежит королеве холодного царства — мертвой матери — и находится под ее контролем. Всю жизнь такой мужчина кормит и питает внутреннюю мертвую мать, которая находится в склепе — стеклянном гробу внутри его души.

Спасением для такого мужчины может стать проекция — механизм, с помощью которого он размещает внутренний объект — «мертвую мать» — на внешнем носителе. Эта своеобразная флешка — другая женщина, которая теперь нуждается в оживлении, воскрешении и смене статуса с «мертвая» на «живая». Найдя эту женщину, мужчина временно обретает смысл жизни — он начинает спасать не себя, а другого человека. Потому что реальную мать не спасти.

Даже если она проживет свое горе и изменится — все равно никогда не будет на 100% принадлежать своему сыну. Она будет появляться и исчезать, приходить и уходить. Внешний объект — другую девушку — спасать безопасно, ведь в любой момент ее можно бросить. И приятно: когда мертвая часть спроецирована вовне и кажется принадлежащей другому человеку — собственная боль в процессе притупляется и уменьшается. Только так мужчина чувствует себя живым.

Эта книга — ваш путеводитель по мужским архетипам и жизненным сценариям. Написанная кандидатом психологических наук и психотерапевтом с 35-летним опытом Натальей Олифирович, она расскажет о типичных мужских ролевых моделях на примере сказочных принцев.

Наталья Олифирович «Фальшивые принцы. Разрушительные мужские сценарии в сказках и в жизни» (Бомбора, 2025)
Реклама. www.chitai-gorod.ru