Когда появились электросамокаты и как развивалось их правовое регулирование
Первые электросамокаты появились еще в XIX веке, но массовым средством передвижения стали только в конце 2010-х, когда компании по всему миру начали развивать кикшеринг (от англ. kick scooter sharing — передача другому самокатов) — городскую аренду средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Так, в Россию кикшеринг пришел в 2018 году — и очень быстро обогнал по популярности аренду велосипедов. И уже в начале 2020-х электросамокаты стали полноценной частью городского пейзажа, а тех, кто на них катается, можно увидеть и на цетральных улицах, и в парках, и в спальных районах.
Моментальное распространение нового средства передвижения вызвало восторг одних и недовольство других. Если электросамокатчики первое время наслаждались удобной инфраструктурой и фактическим отсутствием правового регулирования, то пешеходы постоянно жаловались на опасное вождение, которое неоднократно становилось причиной травм как самого водителя, так и прохожих и автомобилистов.
После многочисленных инцидентов с электросамокатами кикшеринговые компании начали ужесточать правила
К 2025 году появилось все больше зон, где полностью запрещено вождение СИМ или ограничена скорость передвижения, выросли штрафы за нарушение условий пользования сервисом проката, установили крупные номерные знаки на все арендные самокаты, а также ввели запрет на прокат для детей и подростков.
Хотя закон разрешает управление СИМ с 14 лет, кикшеринговые компании устанавливают собственные ограничения: в некоторых регионах — с 16 лет, а в других — только с 18, в том числе и в Москве. Все дело в том, что до введения запрета большинство инцидентов с электросамокатами случались именно по вине несовершеннолетних водителей.
Какие штрафы грозят электросамокатчикам
За соблюдением водителями СИМ правил дорожного движения (ПДД) следит ГАИ, но штрафы за нарушения невелики:
800 рублей — езда вдвоем на одном самокате, превышение скорости или движение в местах, где движение электросамокатов запрещено;
1000 рублей — выезд на дорогу с ограничением скорости 60 км/ч;
1000–1500 рублей — езда в нетрезвом виде, создание помех другим участникам движения или причинение вреда здоровью по неосторожности;
1500–2500 рублей — непредоставление преимущества пешеходам на тротуарах.
Очевидно, что такие штрафы не сильно ударят по карману нарушителя — а значит, мотивации соблюдать ПДД в дальнейшем у электросамокатчика не прибавится. Кроме того, нет свидетельств, что сотрудники ГАИ на улицах или по камерам видеонаблюдения в городе системно отслеживают нарушения, так что главный принцип соблюдения правопорядка — неотвратимость наказания — тоже не соблюдается.
Однако если самокат взят в аренду, то штраф может выписать и прокатный сервис, причем за некоторые виды нарушений он будет значительно выше. У каждого кикшеринга свои условия, но в целом они схожи. Так, тяжелее всего главные прокатные компании оценивают вождение в нетрезвом виде — за «пьяную вылазку» придется заплатить от 100 до 150 тысяч рублей. За передачу управления несовершеннолетним
За совместную езду «Яндекс Go» оштрафует пользователя на 3000 рублей, но если «пассажир» младше 18 лет — придется заплатить 100 тысяч рублей
«МТС Юрент» возьмет ту жу сумму как за поездку со взрослым, так и с ребенком, но только в Москве. В других регионах сумма составит 5000 рублей. В Whoosh оценивает нарушение в ту же сумму, но по всей стране. Кроме того, во всех сервисах нарушителям могут временно или постоянно заблокировать профиль.
Если по вине водителя СИМ будет причинен вред здоровью или имуществу третьих лиц, придется заплатить от 50 до 150 тысяч рублей. Повреждение или утрата самоката «стоят» от 2500 до 150 тысяч в зависимости от степени поломки или модели СИМ. Другие нарушения, такие как неправильная парковка или пересечение пешеходного перехода на самокате, оцениваются не так сурово: от 500 до 5000 рублей.
Проблема в том, что кикшеринговые компании, как и ГАИ, не могут самостоятельно отслеживать все нарушения. Часто штрафы выписываются только по жалобе граждан, но для этого желательно зафиксировать водителя на фото или видео — и так, чтобы был виден номерной знак самоката.
«Пару лет назад в метре от меня пролетели трое девочек-подростков — на одном самокате! Аж жизнь пронеслась перед глазами. Сфотографировать я, конечно, их не успела и даже не запомнила бренд транспорта, но зафиксировала точное время и место происшествия. Вернувшись домой, написала жалобы в самые крупные компании кикшеринга, но, увы, все ответили отписками. Понятно, что фактов было недостаточно, да и не исключено, что самокат мог быть личным, но больше тратить время на это не хочется, хотя нарушителей меньше за это время не стало, только наоборот», — рассказывает жительница Москвы.
Какие только причудливые комбинации не успели увидеть россияне за последние годы: вдвоем, втроем, с одним или двумя детьми и даже с младенцем, с собакой — все это создает серьезные угрозы для окружающих, но до сих пор если вы выйдете на центральные улицы города — мимо вас как ни в чем ни бывало промчатся множество «пар» электросамокатчиков.
Что пользователи думают о штрафе в 100 тысяч рублей за езду на самокате с ребенком
О том, что штрафы работают не только на бумаге, но и в жизни, рассказал один из пользователей cоцсети X (бывший Twitter). «Вот так прокатился с сыном 20 метров на самокате, какой-то активный гражданин сфоткал и отправил в „Яндекс“. В итоге — штраф 100 тысяч рублей, который я должен заплатить компании», — поделился россиянин, добавив, что сделал два вывода: больше не ездить с ребенком и не пользоваться кикшерингом.
Мнения комментаторов разделились: одни посчитали такое наказание слишком строгим и даже незаконным, другие — справедливым и обучающим.
«Почему такой вопрос вообще возник? А карманника поймать за руку и сдать полиции справедливо?»
«По сумме перебор, а так абсолютно все правильно».
«Ребенок мог упасть и раскроить себе голову об асфальт или еще обо что-нибудь, но это ответственность родителя, а сумма для такого нарушения большая, 30 тысяч рублей было бы достаточно»
«Я врач-педиатр и наблюдаю ребенка, мать которого на восьмом месяце беременности залезла на самокат и упала. Случилась катастрофическая проблема с ее здоровьем и здоровьем малыша, который, кстати, очень тяжелый и глубокий инвалид. Нужно ли фоткать? Да».
«Я не шарю, но неужели „Яндекс“ может просто взять и оштрафовать любого клиента? Они иск подали или что?»
«На днях видела такого же, который с держащимся за него сзади ребенком пересекал нерегулируемый пешеход рядом с оживленным проспектом. Что у них в башке, я не знаю, но пусть в кошельке будет так же пусто».
«Вот уж действительно, нарушитель не сожалеет о нарушении, он сожалеет только о том, что его спалили. Виноваты те, кто пожаловался, и те, кто оштрафовал, но никак не он сам».
«Я бы еще и развелась с ним и лишила родительских прав за то, что он подвергает ребенка опасности».
«100 тысяч рублей помогут прочно закрепить правила в голове».
Чем опасна езда на электросамокате с ребенком
По данным Главного управления МВД по Москве, с начала 2025 года
«В своей работе почти каждый день сталкиваюсь с последствиями неосторожной езды на электросамокатах. Катание на электросамокате стало популярным способом передвижения, особенно в городах. Больше всего тревожит тенденция кататься вдвоем, а тем более — с ребенком», — рассказывает детский травматолог-ортопед клиники «Семейная» Заир Ибрагимов и объясняет, почему это опасно.
1. Конструкция не рассчитана на двоих
Электросамокаты созданы для одного человека. У них небольшая платформа, ограниченная грузоподъемность (обычно до 100–120 кг) и слабые тормоза. При движении вдвоем резко возрастает риск потери управления, особенно при поворотах или экстренном торможении.
2. Высокий риск падения
Даже на ровной дороге самокат с двойной нагрузкой становится неустойчивым. Достаточно небольшого препятствия — и падение неизбежно. При этом чаще всего страдает тот, кто стоит сзади (обычно ребенок), так как у него нет возможности удержаться.
Какие аварии наиболее вероятны?
Столкновение с препятствием (бордюр, яма, пешеход) — из-за потери управления.
Опрокидывание на повороте — особенно при резком движении.
Падение при торможении — сносит в сторону заднюю часть самоката.
По статистике, более 60% травм при езде на электросамокате связаны с падениями из-за потери контроля, и в случае поездки вдвоем риск увеличивается в разы.
3. Травмы у детей — самые тяжелые
Дети не обладают крепкой костной структурой и рефлексами, как у взрослых. Вот какие травмы наиболее распространены при опасном вождении электросамоката.
Переломы рук, ключицы, ребер — при падении на асфальт люди инстинктивно выставляют руки вперед.
Черепно-мозговые травмы — даже в шлеме удар головой о твердую поверхность может вызвать сотрясение или ушиб мозга.
Разрывы связок, вывихи суставов — при резком скручивании конечностей во время падения.
Ссадины, рваные раны — особенно опасны при скольжении по асфальту на высокой скорости.
4. Законодательный запрет
С 2023 года в ПДД РФ четко указано: кататься на электросамокате можно только одному человеку, перевозка пассажиров запрещена. Нарушение кажется безобидным, но в случае ДТП вина полностью ляжет на водителя самоката.
Чем опасно катание ребенка на электросамокате
Одиночное катание
Дети хуже контролируют скорость и часто не могут правильно оценить дорожную обстановку.
Высок риск падения при резком торможении или наезде на препятствие.
Травмы у детей часто тяжелее из-за хрупкости костей и меньшей мышечной защиты.
Катание со взрослым
Ребенок может выпасть из-за неустойчивого положения.
При падении взрослый может случайно придавить его, усугубляя травмы.
Дети чаще получают черепно-мозговые травмы, так как группируются хуже, чем взрослые.
Как обезопасить себя и ребенка
Катайтесь только в одиночку — даже если очень хочется прокатить ребенка, помните: безопасность важнее.
Используйте защиту — шлем, наколенники и налокотники снижают риск травм на 70%.
Выбирайте безопасные скорости — чем выше скорость, тем тяжелее последствия падения.
Не сажайте ребенка на шею, руль или между ног — это не делает езду безопаснее, а лишь увеличивает риск.
Как действовать правильно, чтобы избежать осложнений
«Падения с электросамоката часто приводят к травмам разной степени тяжести. Тактика лечения зависит от вида повреждения, но в целом врач-травматолог назначает комплекс мер, включающих первую помощь, диагностику, консервативное или хирургическое лечение и реабилитацию, — отмечает Ибрагимов. — Легкие ушибы лечатся дома, а переломы и вывихи требуют врачебного контроля. Главное — не игнорировать боль и сразу обратиться к травматологу, чтобы избежать осложнений».
Вот что, по словам врача, нужно сделать после падения.
Первая помощь для взрослых
При падении сгруппируйтесь (прижмите подбородок к груди, локти к бокам); сразу оцените состояние — не пытайтесь встать сразу, особенно если чувствуете головокружение, если резкая боль в запястье/колене, не нагружайте сустав; при ушибах приложите холод на 15-20 минут (через ткань).
Тревожные симптомы:
боль, усиливающаяся через 2-3 часа;
онемение пальцев после удара;
невозможность опереться на руку/ногу — возможен перелом или вывих;
сильный отек, деформация сустава — признак серьезной травмы;
головокружение, тошнота после удара головой — риск сотрясения мозга;
острая боль в спине или шее — нельзя двигаться, вызывайте скорую!
Первая помощь для детей
Успокойте — испуг усиливает болевые ощущения; проверьте голову, живот, суставы (дети часто скрывают боль), даже при маленькой ссадине промойте рану (используйте мирамистин/перекись водорода).
Когда срочно к врачу:
ребенок щадит руку/ногу (не играет ею как обычно);
появилась гематома (синяк) в первые 30 минут;
жалуется на головокружение, тошноту после удара головой.
«Катание на электросамокате вдвоем, особенно с ребенком, — это неоправданный риск. Даже если кажется, что вы полностью контролируете ситуацию, одно неловкое движение — и травмы не избежать. Берегите себя и своих близких, соблюдайте правила и помните: никакое кратковременное удовольствие не стоит здоровья и жизни», — заключает детский травматолог-ортопед.
Сталкивались ли вы с опасным вождением электросамокатов? Расскажите в комментариях!
- Да, не катаюсь, но постоянно вижу таких «гениев»%
- Да, я электросамокатчик, никогда не нарушаю правил, но часто вижу, как нарушают другие%
- Да, катаюсь сам и иногда грешу, как и все%
- Нет, электросамокаты никогда не доставляли мне никаких неудобств%

Детский травматолог-ортопед, травматолог-ортопед, ведущий специалист клиники «Семейная»