Кадр из фильма «Ультиматум Борна»
Где заканчивается правда и начинается вымысел? Кто мы без наших воспоминаний? И можно ли научиться доверять себе, если память внезапно становится сценаристом с очень богатым воображением? Предлагаем вместе поискать ответы на эти вопросы в нашей статье.
День, когда жизнь перевернулась с ног на голову
1 января 2012 года Альфа Кабеджу ехал на велосипеде по дождливому Лондону. Он направлялся к своей девушке — с подарками и легким чувством вины за то, что встречал Новый год не с ней. Это была последняя сцена из его «настоящей» жизни.
Затем случился сильный удар — 29-летнего мужчину сбил фургон. Водитель скрылся с места ДТП, а Альфа оказался в больнице с тяжелой черепно-мозговой травмой. Внешне он выглядел почти невредимым, но КТ свидетельствовала об обратном: мозг получил столь сильный удар, что сместился внутри черепа. Хирурги вынуждены были удалить часть кости, чтобы уменьшить отек мозга. Сам Альфа находился в состоянии комы.
Родные готовились к худшему: прогнозы были тревожными, и врачи не исключали полную амнезию. При условии, что Альфа вообще придет в себя. К счастью близких, через три недели после аварии мужчина очнулся. Вот только говорил он странные вещи, больше похожие на отрывки из какого-то боевика, а него из его прошлого.
Тест: Какая у вас память?
- 1/9
- Сколько телефонных номеров вы помните?
«Я стану отцом. А еще у меня есть самолет…»
Итак, Альфа пробудился с уверенностью в том, что у него есть любимая девушка, беременная двойней, и совсем скоро они станут счастливыми родителями. Мужчина помнил и то, как ехал к возлюбленной в роковой день, и при нем был снимок УЗИ. Он также знал, что будущих детей будут звать Скай и Никита. Все эти воспоминания были настолько ясными, что он спрашивал медсестер, не видели ли они его блокнот с тем самым снимком, на которых изображены малыши.
В памяти всплывали и другие удивительные детали. Например, Альфа считал, что работает в МИ-6. Да-да, в той самой секретной разведывательной службе Великобритании. Он, мол, только что прошел собеседование с помощником директора по особым операциям по имени Майкл Митчеллс. Ну и, как любой уважающий себя тайный агент, владел собственным самолетом. «Воспоминания казались реальными. Но на самом деле я не совсем их понимал», — говорил Альфа позднее в интервью Boston Globe.
Как наш мозг генерирует удивительные сценарии
Шокированные близкие не спорили с Альфой и не торопили его с возвращением к действительности. «Они не задавали мне никаких вопросов, а просто позволяли мне все это рассказывать!» — вспоминает он с улыбкой.
Сейчас, спустя годы после ДТП, он говорит о произошедшем с относительной легкостью. Но тогда, в 2012 году, все эти воспоминания были его единственной опорой. И пусть они были ложными, но именно эти фрагменты разных событий помогли мозгу запустить процесс восстановления.
Грубо говоря, так сработал защитный механизм
«Когда вы приходите в себя, ваш мозг пытается заново соединить обрывки воспоминаний в единое целое. Мозг хочет восстановить память и все истории, которые с вами происходили. И в этом процессе восстановления и, по сути, исцеления вы можете создавать связи способами, которые являются фантастическими и невозможными», — объясняет Джулия Шоу, исследователь памяти из Лондонского университета South Bank.
Именно так работает реконструктивная память: она не просто воспроизводит «запись», а буквально воссоздает прошлое заново — из обрывков, образов, эмоций, просмотренных фильмов, услышанных историй. Частный самолет? Почему бы и нет. Это мог быть фрагмент сцены из боевика, который мозг пробудил в бессознательном состоянии. Беременная подруга? Возможно, это был чей-то рассказ, подслушанный в автобусе или прочитанный в книге. И так далее — источники информации могут быть самые разные.
Ложные воспоминания
Ложные воспоминания — это не вымысел, а довольно распространенное явление у людей, переживших кому или серьезную травму мозга. Иногда они настолько правдоподобны и как будто знакомы человеку, что он не отличает их от реальности.
К счастью, Альфа Кабеджу жив, здоров и практически полностью восстановился после аварии. Теперь он может смеяться над своим мнимым собеседованием в МИ-6 и пересказывать эту историю новым знакомым. Но опыт, который мужчина пережил, навсегда изменил его взгляд на способности организма и границы реальности.
По материалам The Mirror