Кадр из фильма «Черный лебедь» (2010) | Источник: «Кинопоиск

Кадр из фильма «Черный лебедь» (2010)

Фото

«Кинопоиск

Докажи мне, что я есть

Кто же такой нарцисс? Самовлюбленный тип, который плевать хотел на чужое мнение? Отнюдь. И даже — наоборот. Нарциссу совсем не плевать, ведь только извне он питает свою самооценку. Он не верит в себя сам, не находит в себе опоры, как будто постоянно сомневается: «А я вообще существую?». Эмоции других как проявитель для фотопленки: обратили внимание, лайкнули, заметили — я есть!

Нарцисс ли вы?
1/11

Вы можете влиять на других людей?

Крайне редко

Иногда

Да, проявляю харизму, когда это нужно

Да, мне сложно отказать

Блеск и уязвимость второго «я»

Психика — та еще затейница.

ー Разобраться, почему такой швах с самооценкой?

ー Да ну.

ー Изо дня в день отыгрывать идеал и собирать овации?

ー Огонь идея!

Так мы создаем вокруг себя образ успешного успеха: эффектное, безупречное альтер-эго. Но, увы, под блистательной маской — все тот же уязвимый нарцисс. Сколько ему ни дай — все мало. Он питается чужой похвалой, то молит, то требует: «Докажи мне прямо сейчас, что я хорош».

Любое одобрение — самооценка до небес, любой негатив — катастрофа. Чтобы не раниться о чужую критику, нарцисс выбирает действовать по шаблону и соответствовать ожиданиям большинства.

Заложники в мире хайпа и фантиков

Нарциссы — не новый тип людей, они существовали всегда. Просто раньше нарциссом нужно было родиться, а теперь можно стать. Мы живем в бесконечном реалити-шоу. Здесь любое действие — контент, обертка ценится выше содержимого, эмоции оседают в реакциях.

Алгоритмы соцсетей поощряют драму, эпатаж, хайп

Выдают номер в рейтинге. Подсаживают на иглу постоянной оценки. Будь интересным, успешным, особенным. Не выпадай из потока, тряпка! Эта гонка — невроз нашего времени. И она делает нарциссами даже тех, кто по природе вообще не из «таких».

Одиночество у всех на глазах

В довершение — чудовищный парадокс. Мы как никогда много общаемся. Сотни знакомых, километры переписок. Всегда онлайн. Но мы мало встречаемся. Редко ощущаем близость. И как же нам одиноко. Сотни знакомых смотрят не на нас — на наше отражение.

Смотрят на наших двойников, не замечая нас самих. Проходят мимо нашей глубины

От этого больно и тревожно. И, чтобы как-то заглушить вой одиночества внутри, мы… снова ищем признания. Натягиваем маску блистательного двойника, идем собирать лайки. И шоу продолжается по кругу.

Ожидание, реальность и грабли любви

А что же любовь? Может она исцелить нарцисса? Увы, нет. Хотя самому нарциссу в это очень хочется верить. Он ждет, что партнер заполнит пустоту внутри. И он получает это в начале отношений. Никто же не скупится на восхищение, когда бабочки в животе, правда?

А потом каток реальности проходит по ожиданиям — и все

Минимальное расхождение во взглядах — трагедия, малейшая критика — конец света. Обиды, конфликты, пустота. Психика не вывозит и включает защиту: смешивает вчерашнего идола с грязью, отгораживается, ищет замену. Но что толку от замены? Держать на плечах чужую самооценку 24/7 не способен ни один атлант.

Чума вселенского масштаба

И знаете, что шокирует? Нарциссизм — это не проблема отдельно взятых, особо впечатлительных, шибко грамотных. Это черта всего современного общества. Наши связи становятся все поверхностнее, в них много красивой самопрезентации и мало настоящих нас.

В душе мы хотим близости и глубины, но боимся терять контроль, зависеть в отношениях

Среди нас все меньше тех, кто способен к парному мышлению. Это когда мы вместо я. Когда думаешь за двоих. И чувствуешь тоже. Что имеем в итоге? Общество, где каждый многого ждёт от других, но лишь немногие способны отдавать. И это уже культурная чума.

Как помочь и причем тут зрелость?

ー Итак, товарищ нарцисс, сейчас лечить вас будем.

ー А как? Запретите мне искать внимания и восхищения?

ー Это не поможет. Вам нужно наладить контакт с собой.

Такой контакт — процесс, а не результат. Вы что-то делаете и тут же спрашиваете себя: «Я правда этого хочу? Или просто боюсь затеряться в ленте?». Следующий вопрос: «Что я чувствую?». И задать его себе нужно в тот момент, когда в голову лезет: «Ой, а как я сейчас выгляжу?».

Так мы строим опору, которая не обрушится от критики

Параллельно развиваем эмпатию, перестаем видеть в других наши зеркала, начинаем видеть людей — с их границами и правом думать иначе. И, наконец, торжественно перерезаем ленточку на установке «быть собой» и с удивлением понимаем, что больше не нужно быть особенным, потому что достаточно просто быть.

Уникальность больше не цель. Гонка окончена. Двойник отправляется в отставку. Поздравляю, бывший нарцисс. Теперь вы — зрелый человек!

Ярослав Соколов

Психоаналитик, практикующий психотерапевт, автор собственных методик и подходов, автор книги «Пульт личности: интеллект эмоций»

Личный сайт