Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Вы тяжело переживаете ссору с кем-то из близких? Не можете понять чье-то поведение? Не решаетесь сообщить о своем решении? В подобных ситуациях бывает полезно поставить себя на место другого человека. На сеансах психотерапии для этого часто используют технику пустого стула, когда клиент ведет диалог от своего лица и от лица партнера, смотрит на происходящее его глазами, а психолог помогает проанализировать полученный опыт. 

Психотерапевт Илсе Санд в книге «Исцеляющие беседы» объясняет, как можно использовать эту технику наедине с самим собой, без участия специалиста. «Этим методом можно пользоваться, если нужно ответить на какой-то вопрос или разобраться в себе. Озвучить внутренний спор и понять, что происходит, намного проще, чем прокручивать все в голове.

Когда я не могу прийти к согласию с собой и сделать выбор, я тоже «рассаживаю» себя на два стула: на одном — та Илсе, которая хочет чаще выступать с лекциями, на другом — та, которая распорядилась бы своим временем иначе.

Порой стульев бывает даже не два, а несколько — чтобы учесть все нюансы

Я обращаюсь к этой технике и тогда, когда нужно выразить чувства к кому-то другому: представляю себе этого человека напротив — и говорю ему все, что хочу. Чувства могут быть и добрыми, но чаще — нет. Выплескивая неприятные эмоции, я иногда сама удивляюсь выражениям, в которых это делаю, а иногда — и смеюсь. Мне нравится чувство освобождения, появляющееся благодаря гневным тирадам.

Я избавляюсь от негатива, и нередко это полезно: становится легче сформулировать, что не так, и придумать способ конструктивно обсудить это с «виновником». К тому же обращаться к пустому стулу безопаснее: потом не придется мириться с человеком, которому я выплеснула бы в лицо напрасный гнев.

Когда я озвучиваю отрицательные эмоции, у меня редко возникает желание сесть на стул напротив. Если отношения с воображаемым собеседником не очень важны для меня (например, это нагрубивший мне продавец), я часто разрешаю себе не смотреть на ситуацию его глазами. Но если отношения для меня важны, я, как правило, собираю волю в кулак, чтобы все-таки сесть на стул напротив и представить, каково оппоненту. В этом случае последнюю реплику тоже лучше произносить «за себя».

Если вам не становится легче, вы, возможно, поддались искушению и принялись объяснять чересчур подробно — или просто не сумели дать волю чувствам

Вспомните: они не бывают правильными или неправильными. Они такие, как есть, нравится это нам или нет. Пока мы проявляем их в одиночку, они никому не вредят, скорее наоборот. Если вы закричите, например: «Чтоб ты провалился! Видеть тебя больше не хочу!» — то, скорее всего, заметите, что именно этого вам и хочется. Но отношение к человеку может и улучшиться после того, как вы дадите волю эмоциям.

Помочь по-настоящему понять ваши чувства к «собеседнику» могут такие выражения:

  • «Мне хочется…»

  • «Меня расстраивает…»

  • «У меня просто нет сил…»

  • «Меня это так бесит, что хочется…»

  • «Я боюсь, что…»

  • «Мне не нравится, что…»

  • «По-моему…»

Важно постоянно представлять, что напротив — другой человек. Как только «изображение исчезает», вспоминайте детали. Во что, например, он одет? Как причесан? В какой позе сидит? Улыбается или выглядит строгим? Не забывайте: если вам стало страшно, можно отодвинуть стул подальше или представить оппонента маленьким.

Иногда мы рассказываем своим друзьям о трудных отношениях с мамой или партнером так много, что эти рассказы становятся бессмысленными. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Эта же техника поможет вам выпустить пар или принять решение. Переместив диалог с собой в реальность, проще разобраться с проблемой. Пересаживайтесь со стула на стул и высказывайте разные точки зрения.

Илсе Санд, психотерапевт и автор бестселлеров «С любовью к себе» и «Близко к сердцу», рассказывает, как сделать откровенный, сердечный разговор по-настоящему исцеляющим. Она объясняет, когда стоит проявить инициативу, а когда — помолчать и послушать; что нужно спрашивать и как реагировать на ответы; почему не стоит становиться жилеткой для чужих слез и в каких ситуациях уместна прямота, а в каких — примеры и аналогии. Эта книга поможет читателям развить эмпатию и научиться помогать другим.

Лисе Санд «Исцеляющие беседы: Как выстраивать разговор, чтобы помочь близкому человеку»
Реклама. alpinabook.ru