Разговоры с… грудничком: а нужно ли?

Одно из важнейших условий — тактильный контакт. Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир утверждала, что ребенка необходимо обнимать четыре раза в день для его выживания, а для хорошего самочувствия — не менее восьми раз. И это действительно так. Благодаря тесному контакту «кожа к коже», процессы формирования нервной деятельности проходят без отклонения, а более интенсивные прикосновения, которые мы используем при массаже, благоприятно влияют на развитие кровеносной и мышечной систем. Но важно не только физическое взаимодействие с ребенком.

Существует распространенное мнение о том, что разговоры с детьми абсолютно бесполезны. Кажется, что ребенок совсем не понимает того, что ему говорят, а значит, все это общение бесполезно. Однако это не совсем так. В книге «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» Даны Саскинд описаны исследования, показывающие, что даже сюсюканье помогает малышу различать звуки и приобщаться к языку, которым он будет пользоваться в дальнейшем. Было доказано и следующее: двухлетние дети, с которыми сюсюкали в возрасте от 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому».

Но что, если для развития ребенка использовать гаджеты? Вдруг это позволит ему развиваться быстрее и запоминать больше слов? В эксперименте Патриции Кул американские девятимесячные малыши слушали китайскую речь. Половине детей эти слова произносила мама, а другая половина слушала те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но они были записаны на аудио- или видеопленку. После 12 сеансов малыши из первой группы могли распознать звуки китайского языка, а те, кто слушал запись, — нет. То есть важно не количество слов, которое слышит малыш, а то, что их произносят значимые для него взрослые.

В младенчестве общение, ласка и забота родителей для ребенка жизненно необходимы. Позднее именно они станут тем крепким фундаментом, который поможет ему чувствовать себя уверенно в этом непростом мире, в котором мы живем.

Попова Татьяна

Об авторе

Татьяна Попова — психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО».