Секреты привлекательности с точки зрения науки

Стоит этой женщине войти в комнату, и все поворачиваются в ее сторону... Едва он заговорит, другие разговоры смолкают: все хотят слушать его одного... И причина не в красоте и красноречии. Или не только в них. Тут действует таинственное качество, врожденное или приобретенное очарование, набор тех умений и черт, которые помогают нам выгодно выделяться на фоне других. Откуда оно берется и для чего нужно?

Все о моей матери

Мы знаем, что обладаем обаянием, если нам тем или иным образом сообщают об этом. Интерес, одобрение, восторг другого подтверждают, что мы способны располагать окружающих к себе. Что знает психология о том, когда и как мы обретаем это свойство?

«Удовольствие от того, что ты нравишься другим, появляется очень рано, — считает французский психоаналитик Жизель Аррюс-Ревиди. — Наверное, вы заметили, что одни дети нравятся окружающим, а другие — нет. У первых уже есть детское обаяние: они смотрят на вас, и вы находите их очаровательными. Но это связано не столько с их внешностью, сколько с контактностью — они умеют обращать на себя внимание».

Младенец, конечно, не научится поддерживать контакт, если ему не поможет взрослый. И чаще именно мать становится для ребенка «тренажером» по выработке этого качества.

Недостаток любви всегда проявляется в потребности доказывать свою привлекательность как окружающим, так и самому себе

«Чтобы мы почувствовали себя вправе привлекать окружающих, нам необходим тот взгляд, который подчеркивает наши достоинства, вселяет веру, что мы особенные и единственные в своем роде, — поясняет Жизель Аррюс-Ревиди. — Материнский взгляд делает привлекательным ребенка, так как поддерживает детский нарциссизм («Я-либидо» или «нарциссическое либидо») — жизненную энергию, способствующую личностному развитию. Ребенок начинает привлекать других, потому что привлекал мать своим телом и запахом».

Но бывает и так, что близкий по той или иной причине (выгорание, болезнь, особенности характера) не отвечает на попытки младенца расположить его к себе. К сожалению, это равнодушие может повлиять на нашу жизнь.

«Человек, лишенный обаяния, признает в глубине души правоту своей матери, смотревшей на него в детстве пустым, холодным, скучающим взглядом, — считает Жизель Аррюс-Ревиди. — Недостаток любви всегда проявляется в потребности доказывать свою привлекательность как окружающим, так и самому себе».

Эволюция привлекательности

С точки зрения биологии обаяние «состоит на службе» у полового отбора. В его основе лежат два процесса: конкуренция между представителями одного пола за самого выгодного партнера и выбор потенциального возлюбленного. Половой отбор — частный случай отбора естественного. «Естественный отбор — это прежде всего история про репродуктивный успех: про то, сколько у вас детей, сколько из них выживет и доживет до зрелости», — замечает биолог и палеонтолог Александр Марков.

Сразу оговоримся: в жизни каждого есть цели, никак не связанные с эволюционными устремлениями нашего вида. Физик Исаак Ньютон оставался холостяком и, более того, девственником, поскольку считал, что женщина отвлечет его от науки. У актрисы Хелен Миррен нет детей, и она не раз говорила, что никогда не стремилась к материнству. Однако большинство из нас все-таки не прочь оказаться в центре внимания представителей противоположного пола. Что для этого требуется?

«Привлекательность потенциального брачного партнера можно рассматривать с научной точки зрения, — говорит Александр Марков. — И у разных видов разные признаки положительно или отрицательно влияют на предпочтения». Биологи и антропологи выделяют несколько параметров, которые делают нас привлекательными в глазах других. Разберемся, почему они важны для нас самих и для потенциальных партнеров.

Особенности строения тела

Физические параметры другого сообщают нам, насколько он здоров и благополучен. «Этологические (этология — наука, изучающая поведение, в первую очередь его врожденные аспекты. — Прим. ред.) наблюдения показывают, что высокие мужчины воспринимаются женщинами как более привлекательные во всех культурах», — пишет этолог и антрополог Марина Бутовская в книге «Язык тела: природа и культура».

Тонкая талия в сочетании с широкими бедрами у женщины воспринимаются как «косвенный признак ее хорошего здоровья и способности зачать и выносить здорового ребенка».

Симметрия

При поиске партнера мы отдаем предпочтение тем, чье лицо и тело «устроены» наиболее симметрично. «Это объясняется просто: симметричность свидетельствует о хорошем генотипе (наследственной основе. — Прим. ред.) потенциального партнера и хороших условиях его развития, — поясняет Александр Марков. — Генетические нарушения и плохие условия в детстве усиливают асимметрию».

Черты лица

Развитые надбровные дуги, мощный подбородок у мужчин говорят о работе андрогенов — мужских половых гормонов. Полные губы женщины посылают партнеру информацию о деятельности женских гормонов — эстрогенов, необходимых для успешного зачатия. Потому нам и нравятся лица, которые будто бы говорят: «Мой хозяин подходит для того, чтобы завести с ним потомство!» Но есть некоторые оговорки.

«Предпочтения женщин также зависят от фазы менструального цикла. Опросы показывают: в те дни, когда женщины способны к зачатию, им больше нравятся мужские лица с ярко выраженными маскулинными чертами. Но не факт, что именно за таких выходят замуж. С одной стороны, будущему потомству нужны хорошие гены, с другой — общаться и взаимодействовать проще все-таки с более заботливым, менее воинственным мужчиной», — поясняет Александр Марков.

Сила запахов

Мы наслышаны о чудесной силе феромонов и о том, что у каждого из нас свой особый аромат, который может как привлечь, так и отвратить потенциального партнера. Считается, что нам лучше всего подходит тот, чей запах максимально не похож на аромат нашего тела. Эта разница говорит о различиях в генотипах — а чем меньше они похожи, тем лучше для потомства. Есть ли шанс услышать естественный запах партнера, если мы ежедневно принимаем душ и используем косметику?

«Были исследования, которые показали, что влияние запахов на выбор полового партнера слабо, но сохраняется, — говорит Александр Марков. — Сейчас же это спорно и неочевидно. В ситуации, когда все каждый день моются, используют дезодоранты и духи, если запах и влияет на что-то, то исчезающе слабо».

Не стоит забывать, что помимо эволюционных механизмов на нас влияют и тренды времени и особенности национальных культур. «Когда речь идет о человеке и о других животных с развитым мозгом, сложно понять, в какой мере выявленные предпочтения врожденные, генетически обусловленные, а в какой степени они развились в связи с опытом, обучением, культурными традициями, — поясняет Александр Марков. — Если там, где мы живем, принято считать, что длинная шея — это прекрасно, все будут думать именно так».

Неповторимый рецепт

«Сегодня нам объясняют, что обаянию можно научиться с помощью различных техник, приемов, специалистов. Настоящее ли это обаяние? Не знаю. Но если людей учат проявлять интерес к собеседнику, уметь его выслушать, то почему бы и нет? Не вижу в этом ничего плохого», — комментирует Жизель Аррюс-Ревиди.

Что до внешности — нам знакомы истории потрясающе привлекательных знаменитостей, чья жизнь не сложилась, несмотря на удачные «исходные данные». Мы знаем и тех, чьи параметры далеки от стандартов конвенциональной красоты, но они успешны и любимы благодаря своей харизме. Для тех, кого по разным причинам не устраивает собственная внешность, работают индустрии моды, красоты и пластической хирургии. Однако и с тем, что мы имеем, тоже можно работать, если есть желание.

Обаяние — как рецепт любимого коктейля: у каждого свой. Кому-то придется по вкусу терпкий «Негрони», кого-то привлечет сладкая «Пина-колада». Как заправские бармены, мы смешиваем те «ингредиенты» привлекательности, которыми обладаем. И не теряем надежды встретить того, кто оценит наш фирменный коктейль.

Все не так, как надо?

«Конкуренция женщин между собой с использованием красоты как оружия являет собой полную противоположность процесса естественного отбора, в котором участвуют все другие виды млекопитающих»,— пишет публицистка Наоми Вульф в книге «Миф о красоте». В мире фауны именно самцы отращивают роскошные рога и хвосты и устраивают брачные танцы, добиваясь расположения самок. Наоми Вульф считает, что борьба женщин за мужчин — это искусственно созданная история, цель которой — отвлечь женщин от борьбы за свои права. По ее мнению, отказ от «мифа о красоте» позволит женщинам направить энергию на достижение собственных целей и полноценно реализовать потенциал.