Шон Пенн во время премии «Золотой глобус»
Шон Пенн, 65-летний актер и режиссер, известный по ролям в фильмах «Харви Милк», «Битва за битвой» и «Лакричная пицца», попал в объективы журналистов во время курения на премии «Золотой глобус». Поведение актера, с одной стороны, вызвало критику в медиа, так как курение в помещении было запрещено — но, с другой стороны, произвело сильное впечатление на фанатов Пенна, которые увидели в этом смелость выступить против правил. В соцсетях они писали:
«Шон Пенн имеет право закурить везде, где бы он ни был»;
«Он побывал в местах военных конфликтов, я думаю, после этого он может позволить себе все что угодно, и никто не в праве его за это осуждать»;
«Я его понимаю»;
«Кто-нибудь знает, как быть таким же крутым?»;
«Легенды могут себе позволить курить в любое время и в любом месте».
На фоне обсуждения поведения Шона Пенна некоторые вспомнили и его знаменитое высказывание о своей страсти к сигаретам. «Я больше не пытаюсь бросить. Я люблю это. Я никому не рекомендую так делать, но мне это нравится», — заявил актер и режиссер в одном из интервью.
Шон Пенн с сигаретой на церемонии «Золотой глобус»: бунт и зависимость

Психолог, семейный системный терапевт, специалист онлайн-института психологии и коучинга «Психодемия»
Какие реакции вызвал поступок Шона Пенна
Кажется, этот жест Пенна, мгновенно разошедшийся по соцсетям, не был просто вредной привычкой, вынесенной на публику. Это было невербальное послание, которое стоит проанализировать не с позиций этикета, а с точки зрения психологии коммуникации и статуса.
За десятилетия Шон Пенн построил себе репутацию не только гениального актера, но и неудобного персонажа, «плохого парня», который говорит то, что думает, делает, что хочет, и не боится осуждения. Очередное нарушение социальных норм — всего лишь еще один кирпичик, укрепляющий его положение в индустрии. У публики было много осуждения, но присутствует и огромное количество комментариев по типу «Это же Шон Пенн, чего вы ожидали, он всегда так делает!»
Почему Шону Пенну прощают неподобающее поведение
Статус и привилегии позволяют ему пренебрегать протоколом там, где другой не стал бы рисковать. Можно воспринимать это как жест власти, замаскированный под расслабленность и привычное бунтарство.
В тоже время поступок Пенна можно рассмотреть как ответ на гиперкорректность Голливуда. В мире, где знаменитости боятся «отмены» за неудачный твит, Пенн заявляет: «Я выше правил». Он человек «старой гвардии», из тех времен, когда курить можно было где угодно, вокруг курения создавалась особая эстетика, сигареты не заблюривали в кино. И сейчас, когда мир изменился, Шон Пенн просто позволяет себе оставаться собой — со своими вредными привычками.
И если уж говорить про вредные привычки, то у Пенна классическая никотиновая зависимость, которую он лелеет, о которой часто говорит, над которой шутит в интервью
И тут интересно, что вечный бунтарь, который плюет на общественное мнение, умеет подчинять себе мир вокруг, протестует против политкорректности и этикета, не борется со своим главным внутренним врагом.
Почему легче объявить войну Голливуду, чем сразиться с самим собой? Общественные нормы воспринимаются как навязанная извне несвобода. Но зависимость — это такая же несвобода, только внутренняя, к которой адаптируется весь организм. И тогда получается, что Шон Пенн использует курение как часть бунта против мира, ведь теперь так не принято, мир перестроился, правила поменялись, но сам становится заложником собственного инструмента для борьбы.
И это не делает Шона Пенна лицемером. Его публичный бунт, возможно, в том числе — и отражение той войны, которую он не готов или не может вести на внутреннем фронте. Сила, направленная вовне, часто черпается из ресурсов, которых не хватает для битвы внутри.