«Сколько ты зарабатываешь?»: топ-5 провокационных вопросов
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Интервьюерам важно сделать так, чтобы беседа с героем была интересной и познавательной. Разговорами о смысле жизни никого не удивишь, поэтому журналисты обычно готовят неожиданные и провокационные вопросы, чтобы как можно глубже раскрыть собеседника перед аудиторией. Тогда интервью наберет больше просмотров, его будут обсуждать и цитировать.

Как вести себя на интервью

Старайтесь не использовать односложные ответы. На вопрос о детях нельзя просто ответить, что у вас 2 сына. Расскажите, сколько им лет, где учатся, кем мечтают стать и почему вы ими гордитесь. Учитывайте, что идеальная продолжительность — это 1 минута, где-то 100–120 слов.

Некоторые вопросы не задают по причинам политкорректности, но их важно озвучить, так как они мешают восприятию того, что вы говорите. Например, если вы диетолог и имеете лишний вес, лучше самому прокомментировать это фразой: «Предвижу, что вы хотите спросить… » и дать ответ.

Есть и несколько общих правил:

  • Если не уверены, что правильно поняли смысл, — уточните.

  • Не торопитесь, делайте паузу в несколько секунд. Это не только даст время подумать, но и создаст ощущение того, что вы уважительно относитесь к вопросу и берете время на раздумье.

  • На некорректное, каверзное или странное старайтесь отвечать шуткой: «Зачем вы занимаетесь этой ерундой?» — «Кто, если не я?» или «Не занимаюсь, а наслаждаюсь!»

  • Иногда можно использовать односложные ответы: да или нет. Например, на комментарий: «Ваши доводы — это ерунда какая-то» — отвечайте просто: «Нет, это не так. Следующий вопрос». 

Что могут спросить

Если вы предлагаете услугу по цене выше рыночной, подготовьтесь к ответу на возражения: «Ну это же дорого, согласитесь!» Если вы семейный психолог, то могут спросить про вашу личную жизнь. А если рассказываете о процедуре инъекций ботулотоксина, то последуют замечания о ее возможном вреде.

Какие вопросы могут задать с учетом вашей личности, профессии или прошлого?

Когда Арнольд Шварценеггер баллотировался на должность губернатора Калифорнии, на одной из пресс-конференций его спросили про порно-прошлое. Он был готов к этому вопросу и поэтому ответил легко и просто: «Это старая новость!»

Какие вопросы может задать аудитория, перед которой вы будете выступать, или журналист, которому вы будете давать интервью?

Если вы идете к Юрию Дудю (признан иноагентом в России), который любит спрашивать о доходе гостей, придумайте ответ заранее. Если к избирателям — готовьтесь к вопросам про коррупцию, дороги и пенсии.

Если вы идете на телешоу или в радиопередачу, заранее подготовьте стоп-лист с вопросами, о которых говорить не намерены. Если их все равно зададут, говорите: «Без комментариев» или «Следующий вопрос». 

Помните, что вы не обязаны рассказывать абсолютно все. Можно заранее назвать темы, которые вы хотите обсудить, — если они заинтересуют журналиста, вы сможете избежать неприятных ситуаций.

Топ-5 провокационных вопросов

1. Вопрос-комментарий

Иногда вместо конкретного вопроса люди выражают свое мнение через утвердительные выражения: «Это все не работает». Тут можно поблагодарить и уточнить: «В чем ваш вопрос?»

2. Вопрос не по теме

Например, на пресс-конференции спортсменов звучит вопрос: «А на чем вы сюда приехали?» Или девушку на интервью вдруг спрашивают: «А замуж когда собираетесь?» Цели здесь могут быть разные — вызвать смятение, эмоциональную реакцию, расшевелить участников или узнать что-то новое. Лучше всего сказать, что вопрос не по теме, или отшутиться: «Очень хороший вопрос, к сожалению, он не относится к обсуждаемой теме…». «Это вопрос не ко мне, а к моему астрологу». 

3. Вопрос из стоп-листа

В 2015 году Channel 4 News, пригласив Роберта Дауни-мл. после выхода очередной части «Мстителей», сначала задавал вопросы о фильме, а потом стал спрашивать о сложных отношениях с отцом и о наркотической зависимости. Актер возмутился и покинул студию. В таких случаях лучше всего сослаться на отход от темы или на свое желание не давать комментарии.

4. Вопрос-оценка

«То есть вы в этом не разбираетесь?», «Ваши доводы — это ерунда какая-то», «Сразу видно, что вы не профессионал!». Здесь не теряемся и задаем встречные вопросы: «С какой целью вы это говорите?», «Какой реакции вы ждете?» «Что вы хотите услышать?».

5. Вопрос не по адресу

Когда бывшего секретаря Белого дома Джен Псаки спросили, когда закроют Гуантанамо, она ответила, что этой информацией скорее владеет Пентагон. Если вы не являетесь экспертом в данной теме, лучше сказать: «Правомерный вопрос, но, к сожалению, не по адресу. Об этом лучше спросить…» 

«Информация — золото»

Отвечая на вопросы, ориентируйтесь на конкретную цель. Каждое слово должно помогать вам достигнуть желаемого.

У известных людей часто просят дать комментарий на чьи-то действия или слова: «Вот, ваша коллега Иванова сказала, что все ее конкуренты — выскочки и непрофессионалы. Как вы это прокомментируете?» Если человек хочет попасть в желтую прессу, то может сказать на эту тему пару слов. Если нет, то лучше уйти от ответа: «Без комментариев. Лучше задать этот вопрос самой Ивановой». Также не стоит говорить на тему, когда нет уверенности в том, как было дело.

Учитывайте, что «каждое слово, сказанное вами, может быть использовано против вас». Поэтому аккуратно относитесь к информации, которую даете интервьюеру, и говорите только то, что принесет пользу. 

Что делать, если вас загнали в угол или закидали вопросами?

Еще Франклин говорил: «Провал в подготовке — подготовка к провалу». Чем менее лояльна к вам аудитория, тем лучше должна быть подготовка. Если вы заранее обсудили количество вопросов, определили темы, которые не хотите обсуждать, продумали ответы на некорректные комментарии и способны сохранить самообладание — загнать вас в угол будет непросто. 

Для защиты от негатива лучше заранее сделать «прививку» и устроить предварительную репетицию с консультантом по публичным выступлениям или своей командой. Попросите их задать самые каверзные и провокационные вопросы. Когда вы будете во всеоружии, смутить вас будет уже труднее. 

Чтобы отвлечь аудиторию и переключить внимание, используйте несколько приемов:

  • Слово «кстати»: «Кстати, у меня радостная новость…» — и сообщаем о выходе нового альбома, диска или книги.

  • Техника «перевод стрелок»: «Да подождите с моей личной жизнью, тут у меня недавно новая книга вышла — вот что важно…»

  • Фраза «именно поэтому я здесь, чтобы… » 

Помните, что чем интереснее будет ваша речь, чем больше примеров, фактов, аргументов будете приводить, чем более открытыми будут ваши ответы, тем легче расположить к себе собеседников. Расслабьтесь, займите удобную позу, помните о цели беседы, и тогда интервью обязательно пойдет на пользу вашей карьере и репутации.

Лидия Спевак
Лидия Спевак

Тренер публичной речи, бизнес-тренер и сертифицированный коуч по стандартам ICF, член Ассоциации спикеров СНГ (CISSA).

Личный сайт