Почему мы любим плохих героев?

Притягательные образы Волдеморта, Локи, Дарта Вейдера и других «темных» героев задевают в нас какие-то скрытые струны. Порой нам кажется, что они похожи на нас, — их ведь точно так же отвергали, унижали, ими пренебрегали. Возникает ощущение, что тем, кто «на светлой стороне силы», жить было изначально намного легче.

«Герои и злодеи никогда не появляются в одиночку: это всегда встреча двух противоположностей, двух миров. И на этом противостоянии сил строятся сюжеты фильмов мирового уровня, пишутся книги, — объясняет психолог Нина Бочарова. — Если с положительными героями все и так понятно, то чем же интересны зрителю злодеи, почему некоторые становятся на их «темную» сторону и оправдывают их действия?»

Отождествляясь со злодеем, человек неосознанно проживает вместе с ним опыт, на который никогда бы не осмелился сам

Дело в том, что «плохиши» обладают харизмой, силой, хитростью. Они не всегда были плохими: часто их сделали такими обстоятельства. По крайней мере, мы находим оправдание их неблаговидным поступкам.

«Негативные герои, как правило, весьма эмоциональны, отважны, сильны, умны. Это всегда будоражит, вызывает интерес и приковывает взгляд, — говорит Нина Бочарова. — Злодеями не рождаются, ими становятся. Нет плохих и хороших: есть угнетенные, отверженные, обиженные. И причина тому — нелегкая судьба, глубокие психологические травмы. У человека это может вызывать сострадание, сочувствие и желание поддержать».

Каждый из нас проходит в жизни через разные этапы, переживает собственные травмы, получает опыт. И когда мы смотрим на плохих героев, узнаем об их прошлом, мы невольно примеряем это на себя. Возьмем того же Волдеморта — отец отказался от него, мать покончила с собой, не подумала о сыне.

Сравните его историю с историей Гарри Поттера — мама защитила его своей любовью, и знание об этом помогало ему выживать и побеждать. Получается, что злодей Волдеморт недополучил этой силы и такой любви. Он с детства знал — никто и никогда ему не поможет...

Почему мы любим плохих героев?

«Если посмотреть на эти истории через призму треугольника Карпмана, то мы увидим, что в прошлом отрицательные герои зачастую оказывались в роли Жертвы, после чего, как это и происходит в драматическом треугольнике, примеряли на себя роль Преследователя, чтобы продолжить череду превращений, — рассказывает эксперт. — Зритель или читатель может найти в «плохом» герое какую-то часть своей личности. Возможно, он сам прошел через нечто подобное и, симпатизируя персонажу, будет проигрывать свои переживания».

Отождествляясь с злодеем, человек неосознанно проживает вместе с ним тот опыт, на который никогда бы не осмелился сам. И делает он это через сопереживание и поддержку. Часто нам не хватает уверенности в своих силах, и, примеряя на себя образ «плохого» героя, мы перенимаем его отчаянную смелость, решительность, волю.

Это легальный способ обнародовать свои вытесненные и подавленные чувства и эмоции через кинотерапию или книготерапию

В нас просыпается бунтарь, который хочет восстать против несправедливого мира. Поднимает голову наша Тень, и, наблюдая за «плохишами», мы уже можем не прятать ее от себя и других.

«Человека может привлекать свобода самовыражения злодея, его смелость и неординарный образ, которого все боятся, что делает его могущественным и непобедимым, — объясняет Нина Бочарова. — По сути, это легальный способ обнародовать свои вытесненные и подавленные чувства и эмоции через кинотерапию или книготерапию.

У всех есть теневые стороны личности, которые мы стараемся спрятать, подавить или вытеснить. Это те чувства и проявления, которые нам может быть стыдно или страшно демонстрировать. А в симпатии «плохим» героям Тень человека получает возможность выйти вперед, быть принятой, пусть и ненадолго».

Симпатизируя плохим героям, погружаясь в их воображаемые миры, мы получаем шанс побывать там, куда в обычной жизни никогда бы не попали. Можем воплотить там свои «плохие» мечты и желания, вместо того чтобы перенести их в реальность.

«Проживая вместе со злодеем его историю, человек получает эмоциональный опыт. На бессознательном уровне зритель или читатель удовлетворяет свой интерес, контактирует со своими скрытыми желаниями и не переносит их в настоящую жизнь», — подытоживает эксперт.

Нина Бочарова

Об эксперте

Нина Бочарова — психолог, гипнотерапевт, ЭОТ терапевт, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, действительный член Ассоциации суггестивных психологов. Подробнее — на ее странице.