«Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям

У термина «власть» есть много определений. Все они в целом сводятся к одному: это возможность распоряжаться и навязывать свою волю другим людям. Первые контакты человека с властью (родительской) происходят в детстве. От этого опыта зависит и его будущая позиция по отношению к авторитетным фигурам разного уровня.

Наше взаимодействие с властью исследует социальная психология. Ученые выяснили, что любая группа людей, находящихся на одной территории, проходит стандартные этапы развития. Они исследованы и изучены еще в начале XX века. Поэтому, чтобы выявить общие закономерности дня сегодняшнего, достаточно обернуться назад и изучить историю.

Функции власти

При всем разнообразии функций власти мы можем выделить два основных направления — это защита и процветание вверенного ей народа.

Предположим, наделенный властью человек обладает качествами хорошего руководителя. Он отвечает за вверенную ему группу людей. Если она в опасности (например, народу угрожает внешний враг), то он предпринимает действия, чтобы максимально сохранить блага этой группы. «Включает» оборону, поддерживает изоляцию и сплочение.

В благоприятные времена такой руководитель обеспечивает развитие группы и ее процветание, чтобы каждому из ее членов было максимально хорошо.

И главная задача человека, облеченного полномочиями, — отличить одну ситуацию от другой.

При чем здесь родители?

Два основных направления для государственной власти — обеспечение защиты и процветания народа, а у родительской — по аналогии, безопасность и развитие ребенка.

До определенного этапа значимые взрослые догадываются о наших потребностях за нас: обеспечивают безопасность, кормят, регулируют время активности и сна, формируют привязанность, учат, устанавливают границы. И если за человека слишком много «догадывались», а потом перестали, то он окажется в кризисе.

Что такое автономность? Когда взрослый человек осознает себя и различает, где его мотивы и мысли, а где — другого человека. Он прислушивается к своим желаниям, но при этом признает чужие ценности и то, что у людей может быть свое мнение. Такой человек в состоянии вступать в переговоры и учитывать интересы других.

Если мы не отделились от родителей и не стали автономными, то у нас мало жизненных опор или их нет вовсе. И тогда в любой стрессовой ситуации мы станем ждать помощи авторитетной фигуры. И будем сильно обижены, если эта фигура не выполняет тех функций, которые мы на нее возлагаем. Так наши личные отношения с авторитетами отражают непройденные этапы в отношениях с родителями.

Почему людям в кризис нужен вождь

В ситуации стресса мы:

  • Медленно соображаем

Любой стресс или кризис подразумевает изменение условий. Когда обстоятельства меняются, мы не сразу понимаем, как поступать в новой для себя ситуации. Потому что готовых решений нет. И, как правило, в обстановке сильного стресса человек регрессирует. То есть «откатывается назад» в развитии, теряя способность к автономности и распознаванию себя.

  • Ищем опоры

Именно поэтому в разных кризисных ситуациях популярны всевозможные теории заговора. Людям необходимо найти какое-то объяснение тому, что происходит, а информации становится слишком много. Если при этом человек не умеет опираться на собственные чувства и ценности, он начинаете сильно упрощать систему и создавать новые точки опоры. В своей тревоге он ищет авторитеты и успокаивает себя тем, что есть некие «они», которые отвечают за все происходящее. Таким образом психика борется против хаоса. И гораздо легче иметь «ужасную» властную фигуру, чем просто без конца тревожиться и не знать, на кого опереться.

  • Теряем адекватность восприятия

В переломные политические моменты, кризисы и пандемии у людей возрастает способность к апофении. Это состояние, в котором человек начинает видеть взаимосвязь между случайными событиями или данными, наполняет факты особым смыслом. Апофения часто используется для объяснения паранормальных явлений.

Исторический пример: в 1830 году Россию охватили так называемые холерные бунты. Крестьяне всерьез полагали, что правительство специально посылает докторов в губернии, чтобы заражать их холерой и так уменьшить количество ртов. История, как видите, повторяется. На фоне пандемии 2020 так же расцвели и конспирологические теории, и апофения.

«Куда смотрит правительство?»

Да, правительство не совершенно, ни одно правительство не может удовлетворить запросы всех граждан своей страны. Да, есть концепция общественного договора, по которой от государственной власти ждут обеспечения всеобщего мира и безопасности. Но есть и понятие личной ответственности за свою жизнь, работу, за все принимаемые решения и действия. За собственное благополучие, в конце концов.

И, по сути, когда в кризисах и во всех смертных грехах начинают обвинять правительство — это регрессивная позиция. Такая схема взаимоотношений повторяет то, что было заложено в нас в раннем детстве: когда есть только мое страдание и есть кто-то, кто ответственен за мое благополучие или, напротив, неблагополучие. Тогда как любой автономный взрослый понимает, что ответственность за его жизнь и выбор во многом определяется им самим.

Сергей Кондуров

Об эксперте

Сергей Кондуров — психиатр, гештальт-терапевт, член и супервизор регистра Европейской ассоциации гештальттерапии (EAGT).