Кадр из сериал «Рассказ служанки» (2017 — настоящее время)
Как ребенок появился на свет из тела мертвой матери
Весной 2025 года мировые СМИ
Такой шаг вызвал широкий общественный резонанс: пользователи соцсетей посчитали их действия неуважительными по отношению к Адриане Смит и ее семье, а саму процедуру назвали «использованием трупа как инкубатора». О том, как россияне отреагировали на решение американских врачей сохранить жизнь ребенка после смерти матери и чем опасна антиабортная политика, Psychologies рассказывал в мае.
В июне врачи все-таки извлекли плод из тела Адрианы Смит — по информации журналистов, ребенок весит около 800 грамм (по другим данным — около 500), а его жизнь продолжает оставаться под угрозой
О том, как именно к случившемуся отнеслись близкие погибшей девушки, неизвестно: СМИ
Что люди думают о решении врачей сохранить жизнь ребенка в теле умершей матери
Появление на свет ребенка, выросшего в теле мертвой матери, разделило мировую общественность на два лагеря: одни уверены, что он — «Антихрист», а действия медработников неэтичны, другие же утверждают, что эта процедура крайне важна для научного прогресса и даже сами бы хотели, чтобы жизнь их ребенка врачи сохранили любой ценой:
«Я бы не хотела, чтобы меня после смерти держали еще несколько месяцев, пока я медленно гнию, если честно, ради ребенка, который непонятно каким из-за этого вырастет»;
«Мне кажется несправедливым, если плод можно спасти, давать ему умирать. Если Адриана Смит умерла не из-за беременности и если ребенок продолжал жить, то почему он тоже должен умирать? Тело было не мертвое, а на аппаратах, технически, так много тел держат с надеждой, что они очнутся, а потом отключают»;
«Поддерживать жизнь мертвому организму, чтобы родить ребенка из трупа — противовоестесивенно, а потому мерзко. Но если абстрагироваться от эмоций, то вместо двух трупов получили один. Думаем»;
«Даже в антиутопиях не придумывали заставлять мертвых женщин рожать»;
«Ребята, пока вы занимаетесь ущемлениями по поводу и без в твиттере, а также поддержкой навязанной вам новой этики, люди занимаются наукой и правильно делают. Во все времена быдло считало врачей и ученых, занимающихся исследованиями, бесчеловечными варварами. А потом молча закрывали ротики и пользовались результатами этих экспериментов»;
«Этично или нет сохранять тело в коме ради выращивания плода с сомнительным результатом? Если на человека в коме [плевать], ведь он труп, а у трупа нет прав — может, и женщин в коме насиловать нормально? Ну а что, они ж не чувствуют. А потом после изнасилования можно и ребеночка растить. Нуачетакова, она ж в коме, что с нее, убудет? И так женщина снова сведена до тела, из которого дети растут сами собой, как грибы».
Таким образом, появление на свет ребенка, который усилиями врачей «вырос» в теле мертвой матери, с одной стороны, упирается в вопросы этики — например, о том, насколько такой шаг допустим с точки зрения морали и уважения к умершей. С другой же стороны, возможно, несмотря на критику врачей, действия специалистов в виде «эксплуатации трупа» действительно принесли ценный научный результат, который в будущем может быть применен на благо общества.
Кроме того, в соцсетях подвергли критике те СМИ, которые рассказали о случившемся с заголовками вроде «Мертвая американка родила ребенка» — по мнению ряда пользователей, такая формулировка искажает факты. Так, комментаторы обращают внимание, что мертвая женщина не способна родить самостоятельно, а сам ребенок появился на свет при помощи кесарева сечения, сделанного после смерти матери.
Psychologies решил разобраться, как такие непохожие друг на друга точки зрения объясняются психологически — и обратился за объяснением к психотерапевту Марине Гринвальд.
Кадр из сериал «Рассказ служанки» (2017 — настоящее время)

Психолог, немедицинский психотерапевт
В чем моральная дилемма в этой истории
На протяжении всей истории человечества религия, закон, этика и наука развивались параллельно, конфликтуя друг с другом на каждом этапе своего развития. Они неизбежно порождали моральные дилеммы, которые смело можно назвать вечными спутниками прогресса.
Историю Адрианы Смит и ее сына, которого назвали Ченсом (в переводе с английского имя Chance означает «шанс») и который появился на свет вопреки всем «но», с одной стороны, можно рассматривать как чудо и даже некий божественный дар, который был принесен свыше людям для того, чтобы они стали лучше, — и тогда может показаться, что никакого конфликта нет. С другой же стороны, очевидно, что такому исходу способствовала наука, благодаря развитию которой сохранить жизнь в подобных условиях оказалось возможным лишь в XXI веке. Когда эти два взгляда на ситуацию сталкиваются, общество неизбежно задается вопросом: хорошо это или плохо?
Хочется верить, что человечество функционирует по законам Вселенной, где самое ценное — это человеческая жизнь
Несмотря на спорные моменты и противостояние парадигм, ребенок, несмотря на чудовищные обстоятельства, остался жив. Сторона закона в данном случае защищает права неродившегося ребенка: дело в том, что Адриана Смит — жительница Джорджии, где аборты запрещены, и потому врачи даже после смерти девушки были вынуждены подключить ее к аппаратам поддержания жизнедеятельности, чтобы плод продолжил развиваться.
В то же время здесь возникает проблема этики: у семьи Адрианы Смит даже не было права выбора, как поступить в подобной ситуации. Они не могли похоронить свою дочь и сестру, а теперь еще и будут вынуждены заботиться о младенце, который родился раньше срока и фактически противоестественным путем и с рисками осложнений.
Почему люди по-разному отнеслись к трагедии Адрианы Смит
Если смотреть, отталкиваясь от социальной психологии, можно понять, почему восприятие конкретно этой ситуации у каждого отдельного человека различно. Все дело в расхождениях во:
взглядах;
ценностях;
этике;
установках,
убеждениях.
В науке такие различия можно
История Адрианы Смит — новая, необычная и первая, ставшая известной на мировом уровне. С точки зрения психики у людей есть определенные убеждения, ценности — и они рассматривают ситуацию из своей системы координат, которая в корне может не совпадать с тем, как все получилось в реальности.
Как решаются подобные этические дилеммы
Невольно вспоминается
Интересно, что именно Филиппа Фут поднимала проблему аборта и «двойного эффекта», а именно — допустимости действия, которое причиняет непреднамеренный вред, ради достижения благой цели. Ее теория различает желаемые и предвиденные последствия действий от тех, которые могут быть непредвиденными, но при этом не являются желаемыми. Проще говоря, существуют решения и действия, которым мы позволяем свершиться, несмотря на то, что не желаем их совершения. Именно в рамках данного вопроса появилось философская задача-эксперимент.
Суть эксперимента в том, чтобы разрешить фундаментальную этическую дилемму, заключающуюся в вопросе: можно ли пожертвовать одним человеком ради спасения большего количества людей?
Для наглядности философ предложила представить неуправляемую вагонетку, которая несется по железнодорожному полотну на бешеной скорости. Впереди на железной дороге стоит пять человек, и им грозит неминуемая гибель — но есть рычаг, способный переключить движение на другой путь, где есть только один человек, которому в случае переключения грозит неминуемая смерть.
Задача испытуемого выбрать:
ничего не делать — и бездействие приведет к гибели пяти человек, но сохранению жизни одного;
переключить рычаг — и спасти пять человек, убив вместо них одного.
Филиппа Фут утверждала, что для решения этой задачи есть два подхода.
Деонтологический: принцип следования долгу, вне зависимости от последствий. В контексте задачи это выглядит так: вмешаться и переключить рычаг — равно собственноручно убить человека. Это решение не может быть правильным, даже если спасает жизни других людей.
Утилитаристский: это принцип обратного действия, где благо для большинства оправдывает принесенного в жертву одного человека.
Этические дилеммы — и пример с вагонеткой, и случай Адрианы Смит и ее сына — это сложный и многогранный вопрос, где нет единого верного решения. В зависимости от ситуации, географии, убеждений и внутренних установок, каждый человек принимает индивидуальное решение и несет за него ответственность. На примере, приведенном Филиппы Фут, видно, что оба решения могут быть одновременно верными для одних и одинаково неверными для других.