Сотрудник московского Сбербанка зарезал свою начальницу, а после задержания объяснил свои действия тем, что над ним «издевались» коллеги. Погибшей Наталье Пасковой было 39 лет: СМИ
Кем был нападавший
По данным журналистов, убийцей оказался 40-летний Константин Топоров, подчиненный Натальи: в свободное время мужчина занимался пчеловодством, а также воспитывал 12-летнюю дочь. До того как стать сотрудником Сбербанка, Топоров работал в страховой отрасли, а затем — экономистом в строительной компании. На убийство он решился, предположительно, после того, как его уволили из Сбербанка.
«В рамках расследования уголовного дела установлено, что фигурант заранее спланировал преступление, — сообщили после задержания Топорова представители Следственного комитета. — Разрабатывая план его совершения, он решил, что нанесет потерпевшей множественные ранения ножом, хранящимся у него в квартире». Сам Топоров в преступлении раскаивается — как пишут СМИ, ему грозит до 15 лет тюрьмы, а на время следствия его поместили в СИЗО.
Мать Топорова рассказала, что редко общалась с сыном, но при этом между ними не было конфликтов, а сам Константин «никогда не дрался» и хорошо учился в школе. Женщина также уточнила, что в Сбербанке Топоров проработал около года — и неоднократно сетовал, что ему не удается найти общего языка с коллегами. При задержании мужчина также признался, что был жертвой травли со стороны других сотрудников, однако они отрицают эти обвинения.
Что известно о погибшей
39-летняя Наталья Паскова работала в Сбербанке с 2019 года. Ее мужем был 41-летний бизнесмен Алишер Халилов. Узнав об убийстве супруги, он приехал на место преступления и даже угрожал лично разобраться с Топоровым, однако внутрь отделения его не пустила полиция.
Семья погибшей также заявила, что Наталья неоднократно жаловалась на Константина Топорова — по некоторым данным, мужчина даже угрожал ей. Еще за три месяца до убийства Паскова обращалась за помощью к руководству, однако там не приняли никаких мер по усилению мер обеспечения безопасности сотрудницы. «Сигналы подавали, говорили, что неадекват работает. Не знаю… Вы видите, мне тяжело», — заявил отец погибшей.
Муж Натальи, Алишер, признался, что пока так и не сказал их сыну о гибели матери. «За последнее время этот отморозок несколько раз посылал всех коллег и Наташу непосредственно, —
Что делать, если коллега по работе ведет себя неадекватно и агрессивно

Организационный психолог, коуч, консультант по вопросам лидерства и командной коммуникации, член СОТА и ITA, МВА — стратегический менеджмент
Что такое «игры третьей степени»
В Москве совершено убийство сотрудницы Сбербанка ее же коллегой. Кого-то поражает тот факт, что это случилось в самом структурном, технологически и культурно продвинутом банке России. А кто-то задается вопросом — как такое в принципе могло случиться и как можно распознать и предотвратить подобное развитие ситуации?
Теорию прогнозирования возможности совершения человеком преступления предложил миру итальянский врач-психиатр, профессор судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо. Он вывел связь между определенными внешними чертами человека, его характером и предрасположенностью к преступлению. И если относительно внешних характеристик остаются вопросы, то его наблюдения, касающиеся поведения и характера, используются и социологами, и психологами до сих пор.
Также тему развития механизма насилия поднял американский психиатр Эрик Берн, основатель транзактного анализа в своей теории психологических игр. Психологическими играми Берн назвал взаимодействие между людьми со скрытым мотивом, который люди не осознают.
Такие игры развиваются по определенной схеме и приводят к возникновению неприятных чувств по отношению к себе и/или другим.
Берн проанализировал развитие игрового поведения и выделил три уровня эскалации, соответствующие степени опасности для самого человека и для окружающих
Последний, третий уровень, или игры третьей степени, — это игры, заканчивающиеся в морге, тюрьме или сумасшедшем доме. Скрытыми, неосознаваемыми мотивами игр могут являться:
неудовлетворенные потребности в признании и/или получении одобрения и принятия;
потребность в безопасности и контроле ситуации.
Игнорирование этих потребностей сначала родителями в детстве, а потом и самим индивидом приводит к тому, что они перестают осознаваться, но никуда не исчезают, а человек начинает использовать те самые игровые приемы, чтобы получить хоть какое-то внимание или контролировать ситуацию.
Однако из-за манипулятивного характера психологических игр, желаемое теплое и доброжелательное принятие не происходит: контролировать ситуацию контакта в одиночку не получается, и человек накапливает чувство неудовлетворенности, а его голод по признанию и /или безопасности только растет.
Можно ли спрогнозировать насилие и распознать агрессор
Как же можно распознать психологическую игру, которая рискует стать игрой третьей степени? Ломброзо говорил, что людям, склонным к преступлениям свойственны такие черты характера, как:
хвастовство;
притворство;
слабохарактерность;
сильно развитое тщеславие;
быстрая смена настроения;
трусость;
болезненная раздражительность.
На работе эти черты характера могут проявляться следующим образом:
поведение, связанное с нарушением границ или их «закрытием» — отстраненное, замкнутое поведение, или наоборот слишком вызывающее и грубое, или панибратское;
частые обиды, оправдание своих промахов и ошибок стремлением сделать как лучше;
быстрая эскалация конфликтов по любому, даже самому незначительном поводу;
частая, необъяснимая смена настроения;
бурный протест против контроля и оценок со стороны руководства;
многочисленные жалобы на перегрузку, действия коллег, частые уходы на больничный.
Нужно отметить, что не каждая игра перерастает в игры третьей степени. Признаками перехода может стать:
появление агрессивных высказываний, угроз в адрес коллег и руководства;
интерес к насилию — например интерес к фильмам о насилии;
Также усилиться социальная изоляция, депрессивные проявления и крайняя степень безнадежности и отчаяния. Возникает кризис контроля, когда человек безуспешно пытается совладать с растущим комом негативных чувств и голодом по удовлетворению своих плохо осознаваемых потребностей. В этот период личность остро нуждается в психологической, а часто и психиатрической помощи, но наличие скрытого мотива может мешать признать проблему.
Что делать, чтобы избежать агрессии другого человека или коллеги
Попросить помощи
Коллегам, столкнувшимся с эскалацией игр, имеет смысл сразу запросить помощи у службы персонала или корпоративного психолога. При проявлении агрессии и угроз, обязательно сообщить службе безопасности и вышестоящему руководству.
Но иногда в такой ситуации может развиваться феномен «виктимизации жертвы», когда сотрудники, подавшие жалобу на неадекватное поведение коллеги, могут начать испытывать стыд за «донос на товарища», сомнения в правильности оценки ситуации и адекватности своих действий.
Высшее руководство может обвинить руководителя подразделения, где работает агрессивный сотрудник, в управленческой некомпетентности. Так люди, предпринявшие действия по разрешению тревожной ситуации, начнут чувствовать себя жертвами собственной несамостоятельности и заложниками ситуации. И это ощущение «жертвы» обязательно скажется на отношениях с агрессивным коллегой, усиливая его неадекватные проявления.
Обзавестись поддержкой коллектива
Как это не покажется парадоксальным, но сплоченность — это то качество коллектива, которое позволит противостоять неадекватному поведению. Если агрессор будет понимать, что кого бы он ни выбрал в качестве жертвы, ему предстоит иметь дело не с одним человеком, а с сильной и сплоченной командой, это может стать отрезвляющим фактором. Поддержка команды может помочь справиться и с феноменом «виктимизации жертвы». А если обращений к руководству и в службу безопасности будет много от разных сотрудников или это будет коллективное обращение, их труднее будет оставить без внимания.
Обучиться навыкам коммуникации
Очень поможет умение управлять конфликтами и коммуницировать. Внимательное, доброжелательное и позитивное отношение к сотрудникам будет способствовать решению проблем принятия и безопасности, и остановке эскалации игр. Наблюдательность, внимание к, казалось бы, незначительным деталям позволит выявить потенциального агрессора, пока его поведение не переросло в игру третьей степени.
Обучение коммуникации, управлению конфликтами, профилактике психологических игр, мерам самоподдержки и способам обеспечения безопасности — все эти мероприятия принесут ощутимую пользу и просто для развития команд, и как меры предотвращения опасных ситуаций в организации.
Продумать условия работы
Ну и конечно, не стоит пренебрегать техническими мерами безопасности — камеры видеонаблюдения, тревожные кнопки, продуманная организация рабочего пространства с возможностью беспрепятственной эвакуации при необходимости.
В заключении хотела бы заметить, что игнорирование важных человеческих потребностей всегда чревато негативными последствиями. Организациям необходимо это учитывать при развитии своей корпоративной культуры.