Убийство в Сбербанке: почему сотрудник зарезал свою начальницу и что делать, если коллега проявляет агрессию | Источник: AngleStudio/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
AngleStudio/Shutterstock/Fotodom.ru

Сотрудник московского Сбербанка зарезал свою начальницу, а после задержания объяснил свои действия тем, что над ним «издевались» коллеги. Погибшей Наталье Пасковой было 39 лет: СМИ уточняют, что она занимала пост заместителя руководителя Сбербанка на Автозаводской улице. У Натальи остался муж и девятилетний сын.

Кем был нападавший

По данным журналистов, убийцей оказался 40-летний Константин Топоров, подчиненный Натальи: в свободное время мужчина занимался пчеловодством, а также воспитывал 12-летнюю дочь. До того как стать сотрудником Сбербанка, Топоров работал в страховой отрасли, а затем — экономистом в строительной компании. На убийство он решился, предположительно, после того, как его уволили из Сбербанка.

«В рамках расследования уголовного дела установлено, что фигурант заранее спланировал преступление, — сообщили после задержания Топорова представители Следственного комитета. — Разрабатывая план его совершения, он решил, что нанесет потерпевшей множественные ранения ножом, хранящимся у него в квартире». Сам Топоров в преступлении раскаивается — как пишут СМИ, ему грозит до 15 лет тюрьмы, а на время следствия его поместили в СИЗО.

Мать Топорова рассказала, что редко общалась с сыном, но при этом между ними не было конфликтов, а сам Константин «никогда не дрался» и хорошо учился в школе. Женщина также уточнила, что в Сбербанке Топоров проработал около года — и неоднократно сетовал, что ему не удается найти общего языка с коллегами. При задержании мужчина также признался, что был жертвой травли со стороны других сотрудников, однако они отрицают эти обвинения.

Что известно о погибшей

39-летняя Наталья Паскова работала в Сбербанке с 2019 года. Ее мужем был 41-летний бизнесмен Алишер Халилов. Узнав об убийстве супруги, он приехал на место преступления и даже угрожал лично разобраться с Топоровым, однако внутрь отделения его не пустила полиция.

Семья погибшей также заявила, что Наталья неоднократно жаловалась на Константина Топорова — по некоторым данным, мужчина даже угрожал ей. Еще за три месяца до убийства Паскова обращалась за помощью к руководству, однако там не приняли никаких мер по усилению мер обеспечения безопасности сотрудницы. «Сигналы подавали, говорили, что неадекват работает. Не знаю… Вы видите, мне тяжело», — заявил отец погибшей.

Муж Натальи, Алишер, признался, что пока так и не сказал их сыну о гибели матери. «За последнее время этот отморозок несколько раз посылал всех коллег и Наташу непосредственно, — приводят слова Халилова журналисты. — Я хотел сам прийти разобраться, но супруга меня не пускала. Она очень дорожила репутацией. На суд по аресту мы не пойдем, нашей семье не до этого».

Что делать, если коллега по работе ведет себя неадекватно и агрессивно

Ирина Невзорова

Организационный психолог, коуч, консультант по вопросам лидерства и командной коммуникации, член СОТА и ITA, МВА — стратегический менеджмент

Что такое «игры третьей степени»

В Москве совершено убийство сотрудницы Сбербанка ее же коллегой. Кого-то поражает тот факт, что это случилось в самом структурном, технологически и культурно продвинутом банке России. А кто-то задается вопросом — как такое в принципе могло случиться и как можно распознать и предотвратить подобное развитие ситуации?

Теорию прогнозирования возможности совершения человеком преступления предложил миру итальянский врач-психиатр, профессор судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо. Он вывел связь между определенными внешними чертами человека, его характером и предрасположенностью к преступлению. И если относительно внешних характеристик остаются вопросы, то его наблюдения, касающиеся поведения и характера, используются и социологами, и психологами до сих пор.

Также тему развития механизма насилия поднял американский психиатр Эрик Берн, основатель транзактного анализа в своей теории психологических игр. Психологическими играми Берн назвал взаимодействие между людьми со скрытым мотивом, который люди не осознают.

Такие игры развиваются по определенной схеме и приводят к возникновению неприятных чувств по отношению к себе и/или другим.

Берн проанализировал развитие игрового поведения и выделил три уровня эскалации, соответствующие степени опасности для самого человека и для окружающих

Последний, третий уровень, или игры третьей степени, — это игры, заканчивающиеся в морге, тюрьме или сумасшедшем доме. Скрытыми, неосознаваемыми мотивами игр могут являться:

  • неудовлетворенные потребности в признании и/или получении одобрения и принятия;

  • потребность в безопасности и контроле ситуации.

Игнорирование этих потребностей сначала родителями в детстве, а потом и самим индивидом приводит к тому, что они перестают осознаваться, но никуда не исчезают, а человек начинает использовать те самые игровые приемы, чтобы получить хоть какое-то внимание или контролировать ситуацию.

Однако из-за манипулятивного характера психологических игр, желаемое теплое и доброжелательное принятие не происходит: контролировать ситуацию контакта в одиночку не получается, и человек накапливает чувство неудовлетворенности, а его голод по признанию и /или безопасности только растет.

Можно ли спрогнозировать насилие и распознать агрессор

Как же можно распознать психологическую игру, которая рискует стать игрой третьей степени? Ломброзо говорил, что людям, склонным к преступлениям свойственны такие черты характера, как:

  • хвастовство;

  • притворство;

  • слабохарактерность;

  • сильно развитое тщеславие;

  • быстрая смена настроения;

  • трусость;

  • болезненная раздражительность.

На работе эти черты характера могут проявляться следующим образом:

  • поведение, связанное с нарушением границ или их «закрытием» — отстраненное, замкнутое поведение, или наоборот слишком вызывающее и грубое, или панибратское;

  • частые обиды, оправдание своих промахов и ошибок стремлением сделать как лучше;

  • быстрая эскалация конфликтов по любому, даже самому незначительном поводу;

  • частая, необъяснимая смена настроения;

  • бурный протест против контроля и оценок со стороны руководства;

  • многочисленные жалобы на перегрузку, действия коллег, частые уходы на больничный.

Нужно отметить, что не каждая игра перерастает в игры третьей степени. Признаками перехода может стать:

  • появление агрессивных высказываний, угроз в адрес коллег и руководства;

  • интерес к насилию — например интерес к фильмам о насилии;

  • ксенофобия.

Также усилиться социальная изоляция, депрессивные проявления и крайняя степень безнадежности и отчаяния. Возникает кризис контроля, когда человек безуспешно пытается совладать с растущим комом негативных чувств и голодом по удовлетворению своих плохо осознаваемых потребностей. В этот период личность остро нуждается в психологической, а часто и психиатрической помощи, но наличие скрытого мотива может мешать признать проблему.

Что делать, чтобы избежать агрессии другого человека или коллеги

Попросить помощи

Коллегам, столкнувшимся с эскалацией игр, имеет смысл сразу запросить помощи у службы персонала или корпоративного психолога. При проявлении агрессии и угроз, обязательно сообщить службе безопасности и вышестоящему руководству.

Но иногда в такой ситуации может развиваться феномен «виктимизации жертвы», когда сотрудники, подавшие жалобу на неадекватное поведение коллеги, могут начать испытывать стыд за «донос на товарища», сомнения в правильности оценки ситуации и адекватности своих действий.

Высшее руководство может обвинить руководителя подразделения, где работает агрессивный сотрудник, в управленческой некомпетентности. Так люди, предпринявшие действия по разрешению тревожной ситуации, начнут чувствовать себя жертвами собственной несамостоятельности и заложниками ситуации. И это ощущение «жертвы» обязательно скажется на отношениях с агрессивным коллегой, усиливая его неадекватные проявления.

Обзавестись поддержкой коллектива

Как это не покажется парадоксальным, но сплоченность — это то качество коллектива, которое позволит противостоять неадекватному поведению. Если агрессор будет понимать, что кого бы он ни выбрал в качестве жертвы, ему предстоит иметь дело не с одним человеком, а с сильной и сплоченной командой, это может стать отрезвляющим фактором. Поддержка команды может помочь справиться и с феноменом «виктимизации жертвы». А если обращений к руководству и в службу безопасности будет много от разных сотрудников или это будет коллективное обращение, их труднее будет оставить без внимания.

Обучиться навыкам коммуникации

Очень поможет умение управлять конфликтами и коммуницировать. Внимательное, доброжелательное и позитивное отношение к сотрудникам будет способствовать решению проблем принятия и безопасности, и остановке эскалации игр. Наблюдательность, внимание к, казалось бы, незначительным деталям позволит выявить потенциального агрессора, пока его поведение не переросло в игру третьей степени.

Обучение коммуникации, управлению конфликтами, профилактике психологических игр, мерам самоподдержки и способам обеспечения безопасности — все эти мероприятия принесут ощутимую пользу и просто для развития команд, и как меры предотвращения опасных ситуаций в организации.

Продумать условия работы

Ну и конечно, не стоит пренебрегать техническими мерами безопасности — камеры видеонаблюдения, тревожные кнопки, продуманная организация рабочего пространства с возможностью беспрепятственной эвакуации при необходимости.

В заключении хотела бы заметить, что игнорирование важных человеческих потребностей всегда чревато негативными последствиями. Организациям необходимо это учитывать при развитии своей корпоративной культуры.