«Уят болады!»: как стыд стал культурным кодом казахского общества
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Есть слова, смысл которых невозможно доподлинно перевести на другой язык, потому что в них кроется огромный пласт культурного наследия. В казахском языке такое слово — «уят». Дословно оно переводится как «стыд», но для казахов «уят» — это целая идеология. В чем она заключается?

Что такое «уят»

Казахское слово «уят» — это не просто стыд. «Уят» — это целый пласт культурного кода казахов, вбирающий в себя вековые традиции, общественную мораль, представления социума о том, что такое «хорошо» и «плохо», страхи и неуверенность, передающиеся из поколения в поколения. «Уят» — это призыв традиционного общества быть похожим на остальных, не выделяться, не идти в неизведанное, стыдиться себя, своих мыслей и действий, если они не совпадают с мнением большинства.

Понятие «уят» вышло из формата мудрых наставлений от матери к дочери и перешло в формат общественных дискуссий и споров после того, как житель Астаны Талгат Шолтаев несколько лет назад прикрыл платком откровенную статую девушки, стоявшую в городе. Тогда пользователи интернета прозвали его «уятмэн», с тех пор тема стыда стала все больше актуализироваться в обществе.

«Уят болады!»: как стыд стал культурным кодом казахского общества
Фото
Соцсети Талгата Шолтаева

Многие люди стали делиться тем, как их стыдили за безобидные действия. Вот некоторые распространенные действия, подходящие под понятие «уят»:

  • Надеть короткую юбку — «уят» перед знакомыми, ведь девушка не должна показывать в обществе свою сексуальность и привлекательность;

  • Развестись с мужем/женой — «уят» перед родственниками, которые гуляли на свадьбе, поэтому лучше терпеть несчастливый брак, насилие и унижения; 

  • Покрасить волосы в яркий цвет — «уят», потому что надо быть похожими на всех окружающих.

В видео «Уят Болады» известная казахстанская блогер рассказывает о том, как она сталкивалась с «уятом» и что думает об этом она, как представительница молодого поколения.

Казахстанская психолог Айсулу Сайлауханова, хорошо знакомая с понятием «уят», говорит о том, что это такое с точки зрения психологии:

«Можно предположить, что у казахов существует нарциссический процесс. Ведь когда говорят „уят болады“ — „будет стыдно“, возникает вопрос — а кому будет стыдно? И мать, которая стыдит ребенка, скорее, волнуется за себя, ведь ей будет стыдно за то, что она „плохо“ воспитала ребенка. Ей кажется, что, если ребенок плохой, то и она плохая, а если он хороший — то и она хорошая. Это называется нарциссическим расширением — когда родитель видит в ребенке продолжение себя».

Откуда у казахов такое гиперболизированное чувство стыда

Психолог Айсулу Сайлауханова объясняет: «Человеческая способность ощущать стыд является специфической формой развития на уровне эволюции. Она играет важную роль для поддержания норм в обществе. 

Стыд — это форма социального контроля. Люди нуждаются в нормах и правилах, чтобы общество продолжало существовать. Задолго до создания прописанных законов существовали неписанные правила и порядки, при нарушении которых человек чувствовал глубокий стыд, независимо от их обоснования или устарелости».

Важно упомянуть, что не только казахстанское общество наполнено страхом, стыдом и чувством вины — это проблема всего постсоветского пространства, ведь в СССР на первое место нужно было ставить не себя и свои ценности, а ценности и идеи Родины. Однако, именно в Казахстане произошел симбиоз советского и мусульманского типа мышления, а мусульманству, как и другим религиям, свойственна покорность и наличие строгих заповедей о праведной жизни.

Возможно, именно этот симбиоз повлиял на формирования усиленного чувства стыда в обществе

Айсулу Сайлауханова считает, что в какой-то форме стыд был и остается полезен для общества. «Уят — это про социальный контроль поведения. Чем раньше начать стыдить ребенка, тем лучше он впоследствии приспособиться к рациональным или нерациональным требованиям тех, кто о нем заботиться, — говорит она. — Ребенок ведет себя с любопытством, лезет, куда надо и куда не надо. С помощью стыда это любопытство ограничивается и контролируется. Это может быть полезно, когда, например, ребенок бегает на кухне, норовя сбить человека с кипятком, но чаще пристыживание бывает чрезмерным, либо просто манипулятивным, и с последствиями человек разбирается уже во взрослой жизни».

Кто в казахстанском обществе больше всего подвержен стыду

Установка «уят болады» (будет стыдно) ограничивает людей от того, чтобы жить свою жизнь свободно, поэтому многие люди решают проработать ее с психологом. Психолог Айсулу Сайлауханова часто сталкивается с проблемой «уята» в лицо.

«По моим наблюдениям, старшее поколение гораздо сильнее подвержено „уят“ нежели молодое. И даже старшее поколение все чаще приходит к понимаю, что жить как хочешь ты сам — не стыдно. И у них работа идет, скорее, с интернализированным стыдом — когда стыд внутренний, и они сами себе не позволяют определенные вещи. Среди молодого поколения наблюдается скорее тенденция к бунту против того, что им говорят родители и родственники. И стыд среди молодого поколения все же больше внешний», — говорит психолог. 

«Уят» — это символ архаического, традиционного общества. Это понятие, наверняка, спасало жизни предкам, когда за неизведанным часто стояла огромная опасность. Однако в современном мире гиперболизированный стыд в большей степени стал рудиментом, который мешает человеку чувствовать себя свободно.

В эпоху самопознания, когда основные физические потребности человека закрыты, пришло время изучать свою психологию и истинные желания и мотивации, ведь теперь у человека есть возможность осознанно выбирать: каким установкам есть место в его жизни, а каким — нет.

Айсулу Сайлауханова
Айсулу Сайлауханова

Психолог