В каком жанре вы живете: комедия, детектив, драма? Как изменить взгляд на жизнь
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Пять жанров на примере гречки

В каждом рассказе можно увидеть определенные художественные жанры, через которые мы смотрим на мир. Их всего пять. Психолог, психодраматерапевт и спикер PSY-ФОРУМА «КУДА ИДЕМ?» Ольга Малинина предлагает разобрать их через рассказ обычной бабушки о покупке гречки.

1. Героический эпос или трагедия

Жанр, в котором описывается победа главного действующего лица, ведущего борьбу с роком, злом, тьмой… Стиль повествования пафосный, поднимающий экзистенциальные темы: моральный долг, ответственность, судьба, жизнь, смерть и так далее.

Сюжет всегда завершается победой героя, реальной, если он выживает в схватке, или моральной, если умирает. «Я добыла себе гречку, два кило взяла. Пришлось побороться за нее, но я боец опытный, не то что нынешняя молодежь!»

2. Комедия

Жанр, характеризующийся сатирическим или юмористическим подходом, в котором специфически (не героически) разрешается момент конфликта или борьбы.

Этот стиль повествования противостоит героическому эпосу, тут все наоборот: главный герой нелеп, слаб, непоследователен. Он справляется со сложностями не через открытую борьбу, а каким-то другим способом. «Ну и давка сегодня была за этой гречкой, весело было, вспомнила молодость, даже бодрость появилась от таких забегов».

3. Плутовской роман

Изложение отдельных эпизодов из жизни трикстера, плута без внятного композиционного рисунка.

Главный герой идет по жизни играючи, легко, не задумываясь о последствиях. Он не подчиняется общим правилам. Его цель — получить удовольствие от процесса игры, которую он затеял. «Они думали, что если больше двух кг в одни руки нельзя, я не догадаюсь, как себе организовать дополнительные руки? Наивные!»

4. Бытовой реализм, драма

Подробное описание жизненных обстоятельств, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах.

Такой взгляд незримо присутствует с нами все время. Жизнь состоит из вещей, предметов обстановки, рутинных действий, знакомых людей и прочего. И только наш взгляд может сделать это течение осмысленным и наполненным. «Взяла сегодня гречку наконец-то. И цена хорошая, не то что на прошлой неделе была. Завтра еще схожу. Если цена такая же будет, еще возьму».  

5. Детектив или триллер

Жанр, в котором описывается процесс расследования преступления, загадочного происшествия с целью выяснения их обстоятельств и раскрытия загадки.

Главный герой детектива находит причинно-следственные связи в окружающем мире, понимает скрытую суть вещей, видит разные несоответствия. Он пытается понять, что происходит на самом деле. «Я-то знаю, почему такой дефицит гречки сейчас. Думаете, случайность? Нет! Здесь все не так просто, как кажется».

Как мы можем помочь себе, используя знания о различных жанрах?

Как справляться со стрессом, сложностями, проблемами, которых сейчас такое множество в нашей жизни?

Обычно мы живем в каком-то одном, привычном жанре. Я смотрю на жизнь как на вечную борьбу и выживание? Значит, я в «героическом эпосе». Со мной все время что-то случается, а я только смеюсь и развожу руками? Это «комедия». Я везде пытаюсь обойти правила и ищу свой интерес? «Плутовской роман». Я хочу во всем разобраться и не доверяю простым решениям? «Детектив». Я не люблю заумную философию, лучше, чтобы было все просто и понятно? «Бытовой реализм».  

Можно посмотреть на жанры личных историй как на особые способы описания своей жизни под новым углом.

Попробуйте взглянуть на то, что происходит с вами, глазами другого персонажа, живущего в ином жанре. Такой способ может помочь справиться с разными сложностями

Каждый из жанров обладает уникальным взглядом на действительность, применяя который можно посмотреть на себя, на ситуацию, на других людей, на мир в целом с другой стороны и увидеть нечто новое и ресурсное для себя.

Героический эпос

Дает нам силу архетипа Героя. Если вам нужно сконцентрироваться на цели, не сомневаться в своих силах, верить в себя и идти вперед, то этот жанр сейчас вам точно необходим. Он дает возможность не сомневаться в себе, не распыляться на пути, позволяет собраться и быстро идти к намеченному.

Посмотрите на мир глазами Героя: он уверен в себе, у него нет сомнений в своей правоте, он знает, что ему нужно бороться за свою истину и идти до конца. Представьте любую сложность через его взгляд — и вы сможете избежать неуверенных метаний, растерянности, колебаний. Есть цель, есть сила, есть вера в себя — посмотрите на себя и свой мир именно так.

Найдите для себя какого-то героического персонажа из фильма или книги и используйте его как ролевую модель (Капитан Америка, Черная вдова или Илья Муромец). Представьте, как он идет по улице, как разговаривает с людьми, объясняет, что ему нужно, реагирует на сложности. Через его взгляд мир может стать другим: в нем есть ваша сила и уверенность, верность себе и своим идеалам.  

Комедия

Дает нам силу архетипа Шута. Как он смотрит на мир? Сложности вызывают в нем бессилие, недоумение, беспомощность, растерянность. Непонятно, что делать и как справляться. К этому жанру стоит обращаться, когда вы сталкиваетесь со своим бессилием.

Бывают ситуации, которые вы не можете поменять и изменить, с ними можно только смириться. Чтобы не впасть в отчаяние, к вам на выручку придет ваш внутренний Шут. Взгляд из комедии позволяет принять происходящее, рассмотреть что-то забавное в ситуации и все-таки увидеть в кажущемся абсурде какой-то смысл.

Представьте, что вы решаете свои сложности не как герой без страха и упрека, а наоборот. Найдите смешное в текущей ситуации, спрячьтесь под одеяло, отвернитесь от проблемы, убедите себя, что так и надо, придумайте анекдот, попляшите… То есть сделайте что-то совсем негероическое, гротескное, смешное и примите себя в своей растерянности и беспомощности. Попробуйте принять на себя роль Клоуна, Дурака, Юродивого и посмотрите на свое бессилие его глазами. Что он может вам сказать? Как посочувствовать? Что рассказать?

Плутовской роман

Дает нам силу архетипа Трикстера. Он видит в мире только возможности, любые кризисы для него — шанс заработать, получить главный приз, пошалить и повеселиться. Как только вам становится скучно, когда начинает казаться, что жизнь стала слишком серой и бесцветной, вы можете позвать его к себе.

Посмотрите на свои сложности его глазами: что мне дает эта ситуация, какие в ней есть возможности, как я могу повернуть ситуацию в свою пользу, где я могу сыграть и получить удовольствие? Его мир — хаос, его правило — отсутствие правил, главное в его жизни — игра. В такой позиции можно отстранится и не переживать от навалившихся сложностей, а пробовать смотреть на них как на временные трудности и идти дальше, не унывая, ведь жизнь — игра.        

Попробуйте сказать себе: «Давай сыграем!» И мир меняется в одно мгновение, все становится необычным, интересным, волнующим. Подумайте о том, в какую игру вам хочется сыграть сейчас. Какие правила в ней будут? Кого хочется в нее пригласить? И главное — какой в ней выигрыш?

Бытовая драма

Дает нам силу архетипа Реалиста, того, кто видит мир в его повседневности, обыденности, простоте. Мы говорим себе: «Это жизнь!», подразумевая, что она всегда побеждает, что бы ни происходило.

Этот жанр воспевает важность обыденного. Тихое течение жизни, рутинная размеренность и умиротворяющая повседневность становятся ресурсными и наполняющими. Этот жанр становится необходим, когда вы чувствуете тревогу, когда в вашей жизни много непредсказуемости и нестабильности.  

Попробуйте посмотреть через взгляд Реалиста на себя и свой мир: есть ежедневные конкретные задачи, которые надо выполнять. Повседневность может стать спасительной, через погружение в нее постепенно преодолеваются трудности. Глаза боятся, а руки делают, делают, делают.

Обычные и простые вещи спасают от бессмысленности, тревоги, растерянности. Просто делай свои повседневные рутинные дела, и жизнь постепенно наладится: станет предсказуемой и понятной.  

Детектив

Дает нам силу архетипа Исследователя. Он смотрит на жизнь как на полный загадок и тайн мир, который необходимо понять и разгадать. Такой взгляд необходим, когда вам нужно разобраться в случившемся, вам хочется докопаться до сути ситуации, потому что только такое знание успокоит вас и даст основания для принятия последующих решений.

Посмотрите на свои проблемы с позиции Исследователя: какова причина этой ситуации, почему и зачем она произошла, в чем ее урок для вас, кто или что является причиной происходящего.

Используя такой взгляд, стоит пойти в изучение проблемы и постараться дойти до самого основания. Сила Исследователя — в познании истины

В какой-то момент вы сможете сказать: «Теперь я понял, почему это так!» В этом и будет ваша сила — знание о ситуации даст вам метапозицию и объективный, беспристрастный взгляд на то, что случилось. Так вы можете  лучше понимать, что происходит со вами и с окружающими, видеть связи, параллели между собой и миром.

Так основные жанры помогают нам справляться с нашими сложностями. Каждый из них дает свои возможности, но имеет и свои ограничения. В наших силах проживать их все, использовать их богатые ресурсы и дары.

Сейчас самое время анализировать, объединяться, делиться опытом и поддерживать друг друга. Приглашаем вас 26-27 ноября 2022 года на PSY-ФОРУМ «КУДА ИДЕМ?» - площадку для дискуссий, обсуждений, размышлений про актуальные события в русскоязычном поле:

  • специальная военная операция;

  • мобилизация;

  • железный занавес;

  • вынужденная миграция;

  • ковид;

  • экономический кризис.

А еще хочется увидеть коллег и просто пообщаться.

Два дня прямого эфира с ответами на вопрос «КУДА ИДЕМ?», а еще о том, как поддерживать себя и своих клиентов, как работать в ситуации неопределенности, как опираться на свои ценности, как найти свое место, как быть в диалоге и сотрудничестве независимо от расстояний и как остаться профессионалом.

Ольга Малинина

психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, тренер МИГиП по психодраме. В соцсетях ведет просветительскую страничку «Ведро мороженого» про любовную травму

Личный сайт