Власть женщин: правда и мифы о матриархате
Женщина-туарег. Распространенное мнение о матриархате у этого народа — не более чем миф
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что это такое?

Слово «матриархат» буквально переводится как «власть матери». Первые упоминания матриархата можно найти еще в трудах древнегреческого философа Платона. Именно ему приписывают теорию, согласно которой идеальное государство должно в одинаковой мере учитывать мужчин и женщин при назначении на все общественные посты. Однако теория так и осталась теорией: положение женщин в Древней Греции нельзя было назвать ни привилегированным, ни равным положению мужчины. Когда же появились предпосылки так называемых матриархальных мифов и на какой базе они основываются?

Автор книги «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл писал: «Самая важная функция мифа и ритуала — с помощью символов увлечь человеческий дух вперед, противостоять тем привычным человеческим представлениям, которые привязывают нас к прошлому». Миф об амазонках, мужеподобные изображения которых появлялись еще в Древней Греции, способствовал появлению идей о том, что женщина может проявлять себя наравне с мужчиной. Амазонки участвовали в войнах, свергали правителей, носили при себе копья и заводили отношения с бесчисленным количеством мужчин.

Они рожали детей: и если на свет появлялась девочка, оставляли ее себе на воспитание, а новорожденных мальчиков отправляли отцам

Кандидат исторических наук, социальный антрополог Валентина Буркова отмечает, что ученым известен реально существующий прецедент: «В XIX столетии существовали женские отряды, названные европейцами «дагомейскими амазонками», действовавшие в составе армии Дагомеи — государства, на территории которого расположены современные Бенин и Того (западное побережье Африки). По некоторым данным, их число достигало 6000 человек — до трети от всей армии. Однако Дагомея сочетала создание женских вооруженных отрядов с практикой отправки мужьями (или отцами) неугодных жен, да еще и вместе с дочерьми, в королевский гарем, так что наличие «амазонок» в общем не подразумевало «женского господства».

Подобия матриархата у народов Земли

В отличии от амазонок, племя минангкабау, впервые упомянутое в 1896 году, реально существовало. Его представители и сейчас живут на острове Суматра в Индонезии. Женщины этого племени после свадьбы становятся главами семей. Мужчина и дети берут себе фамилию женщины, наследство переходит по женской линии. Женщина получает образование (если это необходимо), работает и содержит семью.

Устои племени не меняются, но современные мужчины имеют выбор: остаться на острове и жить в матриархате или переехать на соседний остров и быть главой семьи или племени. Также практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии (матрилинейность) широко распространена у других народов, например, ирокезов и тробрианцев. 

Валентина Буркова уточняет, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти (матриархату). И у ирокезов, и у тробрианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну.

Власть женщин: правда и мифы о матриархате
Минангкабау, Западная Суматера, Индонезия
Фото
Кадр из докуменитального фильма «Индонезия, страна тысяч историй»*

Преподаватель психологии и писательница Анна Авдеева считает, что противостояние «мужского» и «женского» в классической версии матриархата — тоже своего рода миф: «Исторически в обществе матриархат рассматривается с позиции контроля женщины, но одним из элементов контроля является жертвенность. Я поясню: женщина, которая становится главой семьи, отдает себя в жертву, становясь на защиту членов этой семьи. У нее есть определенные обязанности, которые связаны и с обслуживанием потребностей мужа и детей, и с соблюдением традиций, и с управлением домашним хозяйством, в том числе финансовое обеспечение. Получается некая домашняя ролевая игра жертвы и палача.

Но с развитием общества матриархат перешел в позицию, где мужчины вошли в созависимые отношения с женщинами. Поэтому позиция матриархата перетекла в некую ролевую игру семейного контроля женщин над мужчинами. Что и породило в обществе негативное отношение: отсюда истории о желании женщин порабощать мужчин и использовать их только для зачатия детей».

Сакральный образ женщины, которая выполняет функции посредника между миром людей и миром богов, дает жизнь, передает знания и опыт посредством воспитания детей существует в сказках и легендах, но в жизни так и остается образом.

В нашей стране говорить о власти матриархата можно в контексте тех исторических событий, когда женщина становилась главной, но не по собственному выбору, а вследствие коллективной трагедии

Например, в годы войн и репрессий, когда мужское население страны во многом физически отсутствовало, женщины работали и обеспечивали семью, детей, стариков, они же занимались бытом. Но никакой дискуссии о смене ролей, конечно, тогда не велось.

Литературовед Ирина Савкина называет такую позицию тактикой скрытого лидерства на примере изучения дневников советских женщин, которые вынуждены были работать, содержать семью и нести полную ответственность за детей: «Если в отношениях женщины с мужчинами две модели жены (старая и новая) конкурируют между собой, то по отношению к детям она последовательно стремится выполнять роль ответственной, жертвующей матери». 

Власть женщин: правда и мифы о матриархате
Фото
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Дополнительно миф о матриархате поддерживают определенные традиции, например обряд ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами). Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять «в жены» молодую женщину. Это ритуальная условность.

«Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус. Однако пожилая женщина, которая вступает в брак в качестве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств).

Вступая в брак, старшая приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. К тому же мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Единственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это понятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального положения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией», — поясняет Валентина Буркова. 

С бытовой точки зрения идея о матриархате выглядит как попытка переосмысления роли женщины в семье и социуме

В книге «Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России» социолог Анна Темкина пишет, что сегодня о матриархате зачастую говорят тогда, когда обнаруживают «власть» женщин в сфере интимности или в приватной сфере, власть матери: «В сексуальной сфере, в родительстве женщина может приспосабливаться и манипулировать: „Мой заработок ниже, но зато я буду распоряжаться тем, кто имеет доступ к детям“. Это так называемся патриархальная сделка — определенные женщины получают выгоды и в патриархатной системе как матери, как объекты сексуального желания». 

Бытовой матриархат

Оставив в стороне вопрос научности этого явления, рассмотрим понятие бытового матриархата, о котором говорится выше. Любое эффективное общество, в том числе семья, строится на принципах взаимоуважения и равенства. Как считают ученые, семьи, в которой полную власть имеет лишь один человек, являются дисфункциональными. А это, по мнению психолога Анастасии Лазаренко, влечет за собой ряд сложностей: 

  • в таких семьях неправильно воспринимаются проблемы (мнение одного будет априори важнее мнения другого по принципу главенствующей роли); 

  • нет интимности в здоровом ее проявлении; может присутствовать секс по принуждению, а также секс как способ манипуляции;

  • процветает стереотипное мышление; устоявшиеся шаблоны поведения (скорее всего, перенятые из родительских семей) воспроизводятся в собственных семейных отношениях, не подвергаясь критическому осмыслению;

  • много скрытых или открытых конфликтов.

«Полный патриархат или полный матриархат — это скорее ненормально, — поясняет психолог, — Наилучший вариант, на мой взгляд, выглядит так: мужчина является главой семьи (в частности, полностью берет на себя ответственность за обеспечение семьи в случае, если супруги приняли решение о рождении ребенка и женщина хочет уйти в декрет и посвятить свое время уходу за младенцем). Но женщина не уходит на второй план и тем более не подчиняется мужу.

Партнеры договариваются о том, чтобы у каждого были свои зоны влияния и свои обязанности. Самое главное, чтобы со своими зонами влияния каждая сторона была полностью согласна. В этом случае семья будет здоровой. И мужчина, и женщина в отношениях должны чувствовать безопасность, собственную значимость и свободу».


Три книги на эту тему

  1. Жорж Дюби, Мишель Перро «История женщин. От древних богинь до христианских святых»

  2. Олег Ивик «Женщины-воины. От амазонок до куноити»

  3. Анна Темкина «Сексуальная жизнь женщины. Между подчинением и свободой»

Анастасия Лазаренко
Анастасия Лазаренко

Психолог

Валентина Буркова
Валентина Буркова

Кандидат исторических наук, социальный антрополог

Анна Авдеева
Анна Авдеева

Психолог, преподаватель йоги, автор книг и курсов.