Вопросы, которые изменят жизнь к лучшему: как научиться их формулировать — советы коучей
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Представьте, что голова клиента — это клубок ниток, с которым поиграл котенок. Поддержать намерение клиента распутать этот клубок — задача коуча.

Вопросы коуча помогают клиенту понять, что он чувствует в данный момент, чего он хочет на самом деле и как этого достичь.

Каковы же критерии хороших вопросов?

1. Простые, конкретные, понятные

Длинные вопросы сложны для восприятия, их лучше разбивать на короткие и задавать по очереди. В противном случае мозг клиента выберет «удобный» вопрос, который находится в его зоне комфорта.

  • Какое решение в данной ситуации будет для тебя наилучшим?

  • Какие качества тебе важно приобрести, чтобы прийти к поставленной цели?

  • Из какой роли ты хочешь достичь этого результата?

  • Как ты сможешь поддержать себя на пути достижения цели?

2. Заданные с конкретной целью

Главная цель вопросов — продвигать клиента к запланированному результату. Вопросы должны расширять осознанность клиента о его потребностях, истинных мотивах поведения, привычных способах реагирования, то есть должны работать на цель клиента, расширять его потенциал, а не удовлетворять любопытство коуча. Не используйте часто вопросы «Почему?». Они могут восприниматься как осуждающие и спровоцировать клиента на то, чтобы оправдываться или защищаться.

3. Открытые

На них нельзя ответить одним словом или «да/нет». Коучи используют такие вопросы, чтобы заглянуть как можно глубже в мышление клиента и узнать как можно больше. Они подразумевают множественные ответы.

Ответы на открытые вопросы дают коучу понимание, что клиент действительно думает или чувствует.

Закрытые и открытые вопросы

Закрытые вопросы — те, на которые можно ответить «да» или «нет», дать конкретный ответ или выбрать правильный из предложенных вариантов. Они незаменимы в тестовых заданиях, потому что их легко проанализировать и оценить. 

— Тебе нравится твоя работа? — Да.

Коучинг — не система проверки знаний, поэтому коуч редко использует закрытые вопросы. Они нужны, чтобы закрепить обязательства («Вы готовы к сегодняшней сессии?») или получить уточняющую информацию («Я правильно вас понял?»).

Открытые вопросы всегда начинаются с вопросительных слов «что», «когда», «как», «для чего» и предполагают развернутый ответ. Их главное отличие в том, что на них не существует правильных или готовых ответов. Они заставляют собеседника размышлять, обращаться к пережитому опыту, высказывать свои чувства и эмоции: это является основным источником информации для коуча. 

— Что тебе нравится в твоей работе? — Я чувствую себя профессионалом и вижу, что это качество ценят мои коллеги. Я чувствую удовлетворение.

Авторы статьи «Искусство задавать хорошие вопросы как катализатор инсайтов, инноваций и действий» Эрик Фогт, Хуанита Браун и Исаак Дэвис попросили людей из разных стран оценить следующие вопросы по шкале от 1 до 10, где 10 — самая высокая оценка.

  • Сколько сейчас времени?

  • Ты принимал душ?

  • Какие еще существуют возможности, о которых мы могли не подумать?

  • Что значит быть этичным?

Почти все респонденты признали, что первые два вопроса (закрытые) наименее сильные, а двум последним (открытым) поставили по десять баллов. Это позволило авторам сделать вывод о том, что «хорошие вопросы — это те, которые расширяют границы».

Отвечая на открытые вопросы, то есть размышляя, человек начинает осознавать свои чувства. Например, клиент говорит: «У меня плохое настроение». Это может значить все что угодно: «я разочарован», «я разозлился», «я обиделся», «я не удовлетворен своим финансовым положением». И так до бесконечности.

В момент, когда он начинает рассуждать, что на самом деле стоит за плохим настроением, его мозг подключает отделы, отвечающие за анализ. Это позволяет посмотреть на себя со стороны и понять, где он сейчас. А такие вопросы коуча, как «Что тебе нужно?», разворачивают внимание человека на его желания и приводят к мысли, что может быть по-другому. 

— Я не знаю. — Садись, два!

За такой ответ в школе поставили бы двойку. А как коуч должен воспринимать такой ответ? Для начала нужно выяснить, на чем он основывается. Причин может быть много, вот лишь некоторые из них:

  • Я не понял вопрос, и его необходимо переформулировать.

  • Я действительно не знаю ответа на вопрос, но хочу его найти.

  • Я чувствую себя неловко от этого вопроса, и мне легче сказать «я не знаю».

  • Я не уверен в ответе. Я что-то чувствую, но не могу понять, что. 

Отвечая на вопросы, клиент пришел к мыслям, о которых никогда не думал. В любом из вариантов ответ «я не знаю» должен ассоциироваться у коуча с сиреной, вопящей на ухо о возможности, которую нельзя упустить, ведь исследование таких областей может привести к потрясающим результатам в осознании клиентом его истинных целей и желаний.

Открытые вопросы по модели «Т»

Модель «Т» была разработана Майлзом Дауни, ведущим бизнес-коучем в Европе, основателем школы коучинга в Лондоне. Он предложил алгоритм использования открытых вопросов, состоящий из двух этапов:

1. Расширение

Исследование всех возможностей при помощи следующих вопросов:

  • А что еще?

  • А какие еще?

  • А где еще?

  • А как еще?

2. Фокус

Выбор наиболее подходящего варианта для достижения цели при помощи следующих вопросов:

  • И тогда на чем сейчас важно сфокусироваться?

  • И тогда что важнее сейчас поисследовать?

  • И тогда что сейчас больше всего откликается внутри?

  • И тогда какой вариант кажется наиболее интересным сейчас?

Эта модель напоминает покупку кофеварки. Сначала мы проводим исследование рынка, чтобы понимать, какие вообще существуют. Потом определяемся с тем, что больше подходит по размеру, функциям и другим параметрам.

Открытые вопросы по модели GROW

Вернемся более подробно к модели GROW (Goal, Reality, Options, Will), которую мы уже упоминали в главе «Узнай». Ее автор, Джон Уитмор, разработал алгоритм на пути к осознанности, который состоит из четырех этапов:

  1. цели (куда ты хочешь прийти?),

  2. реальности (где ты сейчас?),

  3. вариантов (что ты можешь сделать?)

  4. намерений (что ты сделаешь?).

С ее помощью Джон Уитмор предлагает отправиться в настоящее путешествие к познанию своих истинных чувств и желаний.

  1. Сначала нужно определить, куда ты едешь, то есть поставить цель (goal).

  2. Потом определиться со своей исходной точкой, то есть проанализировать реальность (reality).

  3. Затем рассмотреть разные маршруты своего пути (options) и закрепить намерения планом (will). 

Практика

Навык задавать хорошие вопросы приходит с практикой. Самые известные коучи начинали с того, что работали своими внутренними коучами, когда у них еще не было клиентов. Попробуйте и вы, выполнив следующее задание.

Выберите запрос, с которым вы могли бы обратиться к коучу. Какие открытые вопросы можно было бы задать на каждом этапе по модели GROW? 

Вопросы, которые изменят жизнь к лучшему: как научиться их формулировать — советы коучей
Фото

Ольга Рыбина и Юрий Мурадян «Делай как коуч» («Пять призм»)