Илья Латыпов
Гештальт-терапевт, автор блога о психологии и археологии
«Я есть. И я имею право быть!»

«Самое важное событие — родиться на свет. Вообще быть здесь. Это — начало всего. Давайте же на минуту остановимся. Сколько всего с этим связано, какое это чудо! Я есть! При любых жизненных обстоятельствах — я есть! Это — онтологическая основа нашей жизни, начало всей правды в жизни. Ее следует познать, мы должны ее почувствовать. Это основа бытия — переживание, что я рожден в мир, который идет мне навстречу, который мне противостоит и раскрывает мне свое пространство...» Альфрид Лэнгле

Я — есть! Это простая констатация факта. Но представьте себе, что вы выкрикиваете эти слова навстречу надвигающейся буре — с ощущением того, что никакая буря не сдвинет вас с места, на котором вы твердо стоите. «Я есть, и я имею право быть!»

Это не имеет никакого отношения к нашему статусу, успехам и достижениям. К тому, красивы мы или уродливы, здоровы или больны, бедны или богаты. Потому что никакие неудачи не в состоянии отнять у нас удивительные ощущения от теплого летнего ветра, шелестящего листьями. От шума морского прибоя и соленых брызг на коже. От прикосновения любимой женщины. От раннего утра в день, когда никуда не надо торопиться и впереди — предвкушение хорошего отдыха.

От всех тех чувств и ощущений, которые наполняют нас, все наше существо. «Я есть!» Острое, пронизывающее все тело ощущение радости от факта своего бытия в этом мире. Это и есть самоотношение: ощущение того, что ты в этом мире по праву, — или отсутствие такого ощущения. Ты есть — или тебя нет, ты случайно оказался в этом мире и должен уступить дорогу другим. «Я есть!» — основа самоотношения. Позитивное: «Я есть, и это счастье!», негативное: «Я есть, к сожалению».

Самоотношение и самооценка

Самоотношение очень часто путают с самооценкой. Путаница начинается с того момента, когда смелое и решительное «Я есть, и я имею право быть!» заменяется на «Я должен заслужить право быть». И пока не заслужил — не имеешь права радоваться простым вещам... Так самоотношение подменяется самооценкой. В глобальном, абсолютном смысле самооценка — это оценивание себя на предмет того, хорош ты или плох. В частных случаях — хорош ты или плох в конкретном деле, добился успеха или нет, какие качества у тебя есть, а каких нет.

Самооценка не является чем-то негативным, как и любая оценка со стороны. Она позволяет соотносить свою деятельность с полученными результатами, подсказывая пути дальнейшего развития. «У меня заниженная самооценка, мне нужно ее поднять» — о чем это? Или у вас есть достижения, и вы можете их оценить по достоинству, или вы не сделали ничего. Но тогда на каком основании вы говорите о том, что она у вас заниженная, а не адекватная?

«Я есть. И я имею право быть!»

«Я ничего не достиг» — это может быть совершенно адекватная самооценка. Адекватнее будет так: «Я ничего не достиг из того, что запланировал». Еще адекватнее: «Я не предпринял ничего из того, что запланировал, поэтому ничего не достиг» или «Я сделал то-то и то-то, но не добился поставленных целей». По мере конкретизации многие замечают, что уровень тревоги снижается. При этом чем шире обобщение — тем сильнее дискомфорт. Это не случайно. Потому что при обобщении оценка собственной деятельности и качеств преобразуется в глобальный приговор.

«Я ничего не достиг, и поэтому я ничтожество» — это уже подмена самооценки на самоотношение. Самооценка из частного суждения превращается в приговор самому существованию. «Результаты моей деятельности неутешительны» преобразуются в «Я не заслуживаю существования в этом мире, так как результаты моей деятельности неутешительны». И все: маленькие радости жизни исчезают, потому что «не заслужил». Ты не имеешь права радоваться майскому дождю, яркому солнцу и лету, близким людям и еще тысячам «мелочей», потому что это все надо заслужить, стать для этого кем-то, кто имеет право.

Что бы ни случилось в мире и с вами — вы есть. Даже если вы не достигли вершин успеха, вы есть, вы существуете, и это радостная новость. Вы всегда можете начать снова. У вас есть время.

«Когда умер мой отец, я был в полной растерянности, и меня охватила сильнейшая боль… Было такое чувство, что жизнь в следующее мгновение замрет и мир исчезнет... Но солнце, к моему удивлению, продолжало светить. Мне это было непонятно... Этот свет весеннего солнца было нелегко вынести. «В небе продолжает светить солнце, а мой отец мертв!» — пронеслось в моей голове. И я увидел, как ветер колышет листву, услышал, как поют птицы, и все было так, словно ничего не произошло. И постепенно, очень постепенно окружающий мир начал разговаривать со мной, и я услышал: «Несмотря ни на что, ты живешь, ты есть...» Альфрид Лэнгле

Очень важно осознавать, что самоотношение и самооценка — две совершенно разные категории. И что оценивать себя можно как и сколько угодно, но не переводить самооценку в самоотношение. Если мы поставим под сомнение свое право жить из-за того, что у нас чего-то нет или мы чего-то не достигли, то столкнемся с тотальным самоотрицанием, крайней формой которого является самоубийство.

Сам факт рождения нового живого существа на планете уже является решительным утверждением Жизни перед лицом равнодушного Космоса: «Я есть, и я воссоздаюсь в миллионах образов!» Это естественное состояние. Неестественное как раз — «Я не заслуживаю...». Беда человека в том, что он, пожалуй, единственное существо, которому можно прямо внушить эту установку и заставить оправдываться перед кем-то за свое существование.