«Я тебе ноги переломаю»: 15-летнюю школьницу затравили за победу в конкурсе красоты
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Жертвой буллинга стала девятиклассница, отличница и староста класса — после победы в конкурсе красоты «Мисс школа» девочка начала получать в социальных сетях угрозы от одношкольников. «Я тебя зарежу», — говорится в одном из сообщений, отправленных в чат. Инициаторами травли стали девочки: они создали отдельную беседу, в которой оскорбляли победительницу и угрожали «переломать ноги» и даже убить.

По мнению буллеров, девочка «заплатила» за победу в конкурсе, а сама победа в соревновании незаслуженна. Как пишут журналисты, родители школьницы написали заявление в полицию, а руководство школы провело «воспитательную беседу» с агрессорами и их родителями, объяснив, что подобное поведение неприемлемо.

«Я тебе ноги переломаю»: 15-летнюю школьницу затравили за победу в конкурсе красоты
Фото

Baza

Откуда берется школьная травля и что с этим делать

Светлана Ященко, семейный, детский, подростковый психолог

Причины жестокости подростков

К нам, психологам-практикам, часто обращаются дети и родители детей, пострадавших от жестокости своих соучеников. Мы хорошо знакомы с последствиями буллинга для психики человека: у многих людей различных возрастов, страдающих депрессиями, тревожными, пограничными состояниями, биполярными расстройствами и другими психическими нарушениями, в школьном анамнезе обнаруживается буллинг.

Увы, буллинг крайне трудно предотвратить. Дело в том, что подросткам важно объединяться в группы — это мощнейшая психологическая потребность такого возраста: они ищут себе подобных, чтобы отражаться друг в друге, в поиске себя и своих ценностей.

Однако любая группа, чтобы сохранить себя, нуждается в сплочении, а сплочение начинает постепенно нарушать личные границы отдельных членов группы. И чтобы не разрушиться от внутреннего напряжения, группа подростков начинает бессознательно искать безобидного общего врага, на котором можно безопасно отыграться. И потом, отыгравшись, перекладывает вину на жертву. При этом каждый член такой подростковой группы чувствует себя защищенным от того, что это не лично он один такое сделал.

В науке это называется «замещающее жертвоприношение»

Такие дети-агрессоры искренне верят в свою правоту. Если же группировка преследователей состоит из детей, неблагополучных психологически, или если их возглавляет жестокий лидер, выросший в семье с холодными жестокими родителями, то ситуация еще больше отягощается.

Но вышесказанное не означает, что все само пройдет и ничего не надо делать. Напротив, нужно всерьез относиться к буллингу и постоянно заниматься его профилактикой и своевременным устранением последствий.

Как защитить детей от буллинга

Взрослым, во-первых, нужно рассказать своим детям и ученикам, что такое опасное явление существует и они не виноваты, если окажутся в роли жертвы. Важно объяснить, что они в такой ситуации не смогут в одиночку противостоять толпе и вправе рассчитывать на помощь взрослых. Рекомендуйте им обратиться к тем взрослым, которым они доверяют. Это может быть родитель, учитель, социальный работник или школьный психолог. Если взрослый не предпринял нужных действий, то подросток имеет право искать защиты у другого лица из своего окружения. Ситуация осложняется, если подросток не доверяет никому — увы, так бывает при плохих отношениях в семье и школе.

Во-вторых, поддержите своего ребенка. Он не виновен в травле и молодец, что вам все рассказал. Обеспечьте его психологической поддержкой хорошего специалиста (детского или подросткового психолога), так как, возможно, вам он рассказал не все (слишком уж значимы вы, родители, в его глазах), и лучше, если ребенок получит в этот момент грамотное профессиональное сопровождение. Психолог найдет ресурс для проживания травматичной ситуации и гарантированно даст верный совет ребенку, как вести себя. А потом добейтесь правильной реакции школы на ситуацию буллинга.

Опасно, когда родители считают, что ребенок может справиться сам, — даже двое сильнее одного.

Школы тоже могут предпринять меры, чтобы бороться с буллингом, — например:

  • постоянно проводить профилактику травли — психологическое, этическое и юридическое просвещение как персонала, так и школьников;

  • регулярно проводить диагностику групповой динамики, отлеживать настроения и стиль общения среди детей, а также проводить тренинги сплочения, снятия внутригруппового напряжения и повышения стрессоустойчивости.

Если травля уже происходит, то школам важно оказать психологическую помощь всем участникам ситуации, начиная с пострадавшего, и создать через игры и тренинги группы поддержки и авторитета у пострадавшего.

К сожалению, нередко бывает, что образовательное учреждение старается игнорировать ситуации буллинга ввиду сложности этой темы. Предотвращение булинга и своевременное устранение его последствий — наша общая социальная ответственность. Это большая, но очень благородная задача, которая стоит объединения усилий общества, семьи и школьной организации.

Светлана Ященко

Семейный, детский, подростковый психолог, основатель психологического центра «Свет Маяка»

Телеграм-канал