Зачем нужны обряды перехода: разбираемся на примере самых важных этапов в жизни каждого | Источник: Пресс-служба
Фото

Пресс-служба

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее» — актуальное антропологическое исследование в формате тотальной художественной инсталляции. Экспозиция посвящена «обрядам перехода», которые переживает каждый человек вне зависимости от национальности, религиозной и этнической принадлежности: при совершении первых детских открытий, взрослении, вступлении в брак, поиске своей роли в обществе, увядании и пр. Мы узнали у Никиты Петрова, научного консультанта проекта, фольклориста и антрополога, преподавателя РАНХиГС и РГГУ, как традиции и обряды помогают человеку перейти из одного жизненного состояния в другое.

Что такое обряды перехода

Познавая и проживая что-либо вместе, мы не только испытываем коллективные эмоции, но и следуем особым традициям и обрядам — от свадебных застолий до проводов в последний путь. Все это и есть «обряды перехода». Рождение, детство, учеба, работа, любовь, дети, старость и смерть — все эти жизненные вехи судьбы связаны с ритуалами, цель которых заключается в обеспечении перехода человека из одного состояния в другое.

Какие есть обряды перехода

Рождение

Рождение ребенка — сложный обряд перехода, объединяющий прошлое и настоящее, семью и общество. Рождение — первый из обрядов, когда появившийся на свет младенец начинает свой путь. Беременная женщина и ее окружение раньше строго следовали традициям: ограничивали круг общения, заботились о чистоте и гармонии, чтобы обеспечить ребенку счастливую судьбу.

Иногда мать, бабушка, знахарка «правили» головку новорожденного, поглаживая и сжимая ее руками, так как раньше считалось, что это способствует здоровью и красоте малыша. В традиционной культуре также считалось, что новорожденный еще не до конца перешел из иного мира в мир живых, и помочь ему в этом должны колыбельные песни — они успокаивали, баюкали, защищали ребенка и моделировали его будущее. Так как душа младенца еще не прижилась на земле, с самого рождения и до того, как ему давали имя, ребенка старались оберегать от дурного глаза, нечистой силы, а с помощью обрядов и колыбельных песен — «приучать» к жизни среди людей.

Особенно важен был обряд имянаречения. Имя воспринималось как оберег и проводник судьбы: правильно выбранное имя способно защитить от злых духов, определить жизненный путь и характер человека. Часто ребенку давали два имени: одно — открытое, известное всем, и второе — тайное, которое знали только близкие. Обряд имянаречения символически завершал переход младенца из состояния «между мирами» в статус полноправного члена семьи и общества, закрепляя за ним место среди социума.

Источник: Пресс-служба
Фото

Пресс-служба

Взросление

Переход во взрослое состояние меняет не только материальный, но символический статус человека. В архаических культурах взросление сопровождалось инициацией — обрядом, суть которого заключалась в посвящении человека и формальном закреплении его перехода из одного жизненного состояния или социального статуса в другой. В традиционных обществах инициация чаще всего означала превращение ребенка или подростка во взрослого члена общества, с последующим получением новых прав, обязанностей и статуса.

Инициируемого временно отделяли от привычного окружения, иногда лишали сна. Он соблюдал пост, проходил обряды очищения, иногда болезненные процедуры — например, нанесение татуировок или шрамов. Таким образом человек символически «умирал» для старого состояния и «рождался» заново — уже в новом качестве.

После этого ему открывались мифы, традиции, секреты ремесла, доступные только взрослым или членам определенной группы

Современные обряды очень разные, но в основе лежит преодоление трудностей и социализация в новом статусе: вспомните, например, посвящение в студенты, испытания в первый год армейской службы и даже собеседование на работу.

Взрослея, человек выбирает свой путь, в том числе свое место в мире, связанное с профессией. Труд может быть и источником смысла, и необходимостью выживания. В современном мире профессии меняются, но их смысл остается неизменным: это мост между прошлым и будущим, личным и общественным. Они также окружены символами и ритуалами, даже в новых формах. В некоторых профессиях существует ритуал посвящения: врачи произносят клятву Гиппократа, учителя получают благословение от старших коллег. Профессия остается важной частью жизни и дает каждому человеку возможность внести вклад в культуру и историю общества.

Свадьба

Свадьба в традиционной культуре всегда предварялась проводами, которые были насыщены глубокими смыслами, связанными с защитой и благополучием человека на новом жизненном этапе. В свадебном обряде проводы невесты из родного дома в дом жениха сопровождались омовением, песнями, причетами, напоминавшими похоронные, — все это символизировало умирание девушки для прежней жизни и рождение ее в новом статусе для новой семьи и рода.

Даже на современной свадьбе женихи переносят невесту через мост (иногда переезжают через семь мостов) — это символическое действие показывает, как осуществляется переход от девичества к статусу замужней девушки.

В период самой свадьбы прощание с девичеством, омовение невесты, бритье жениха — все эти действия символизируют подготовку к новой роли. Выкуп невест, переезд к жениху, венчание — кульминация перехода, где через ритуальные действия скрепляется союз и появляется новая семья. Свадебные песни сопровождали этот путь, оживляя голоса предков, напоминая о связи поколений и о том, что каждый переход — часть цикла жизни.

Источник: Пресс-служба
Фото

Пресс-служба

Смерть

Смерть издавна понималась не как конец, а как переход в иной мир — продолжение бытия в другом измерении. Страх перед миром мертвых, потусторонними силами побуждал людей строго соблюдать погребальные обряды, которые обеспечивали умершему правильный переход в новое состояние — покой.

Похороны проходили по строгому регламенту: прощание дома, вынос, прощание на кладбище, возвращение домой и ритуальная трапеза. Покойнику обязательно закрывали глаза и утяжеляли веки медными монетами, чтобы он не «забрал» кого-то из родственников с собой в потусторонний мир.

Его руки и ноги до погребения связывали так называемыми «мертвыми путами», чтобы душа не могла вернуться в мир живых или переселиться в другого человека.

Гроб делали строго по росту покойного: любое свободное место воспринималось как опасность — считалось, что покойник может «позвать» к себе еще кого-то из живых, чтобы заполнить пустоту. Кроме того, после похорон одежду, которая принадлежала покойнику, сжигали или раздавали нуждающимся, чтобы не допустить возвращения смерти в семью.

Это важные обряды отделения, когда человек уже не принадлежит миру живых, а живые должны через ритуальные действия осознать и принять этот факт. Считалось, что душа до сорока дней бродит среди живых, потому ставили рюмку с водой или другим напитком и накрывали куском хлеба, чтобы душа умершего могла вернуться и увидеть, что о человеке помнят, а потом спокойно уйти и не тревожить живых.

Никита Петров

Фольклорист, антрополог, преподаватель РАНХиГС и РГГУ