Как развить навыки XXI века: 5 ошибок в воспитании детей

Типичные ошибки родителей

1. Развивать ребенка исходя из собственных ожиданий

Лучшее, что может сделать родитель для ребенка, — перестать воспринимать его как свое продолжение. «Мы должны радоваться ребенку, когда он уникален, а не является нашей копией», — объясняет психолог и исследователь Александр Асмолов.

Так, в книге Алис Миллер «Драма одаренного ребенка» мать, которую спросили, как ей удалось воспитать таких счастливых и разносторонних детей, признается, что у нее не было никакого родительского плана, просто очень хотелось узнать, что за человек пришел в этот мир и каким он станет. 

2. Критиковать и оценивать

Доктор психологических наук Алла Холмогорова отмечает зависимость детской социальной тревожности от формы коммуникации с родителями. 

Преграды на пути к развитию ребенка:

  • высокий уровень критики в его адрес,

  • оценочные высказывания, 

  • сравнение с другими детьми. 

В результате малыш начинает бояться собственных проявлений, замыкается в себе, не выражает интереса к общению со сверстниками. 

3. Пресекать детские вопросы и гасить интерес

Часто родители мечтают о том, чтобы их ребенок развивался и прогрессировал, но раздражаются от самых простых вопросов, пытаются переключить его внимание на телевизор или смартфон. 

Важно, чтобы ребенок оставался «почемучкой». Так в детстве он получит ценные навыки, а в будущем станет тем самым «интересным взрослым», который продолжит развивающую цепочку со своими детьми.    

4. Не учитывать особенности ребенка

Обычных детей по определению не бывает. Однако родители в попытке догнать и перегнать чужих детей совершенно не обращают внимания на особенности собственных и проявляют давление там, где оно может только сильно навредить.

Например, у ребенка могут быть признаки аутизма, которые необходимо учитывать, чтобы не доставлять ему своими действиями беспокойство и дискомфорт. «Есть большое количество детей, которые не попадают в официальную категорию детей с особенностями, но находятся где-то на границе нормы», — отмечает президент и сооснователь «Рыбаков фонда», основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова.

Даже если подобных проблем не наблюдается, родители могут ничего не знать о возрастных особенностях и заставлять ребенка делать вещи, которые вредны в его возрасте

«Всем родителям необходим психолого-педагогический ликбез. Очень хорошие, умные, прекрасные родители не знают элементарных вещей. Три этапа дошкольного детства они просто смешивают и тем самым вредят своим детям», — говорит педагог и художник Юрий Красный.

5. Делать ребенка «удобным»

Алла Холмогорова делится статистикой: в США порядка 10% детей получают диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и соответствующие препараты, которые делают его социально удобным. 

Проблема в том, что СДВГ — диагноз, который ставится как детям с настоящими органическими особенностями, так и просто очень шустрым ребятам, которым не хватает движения. Медикаментозное лечение в раннем возрасте не дает никакого положительного эффекта для развития и обучаемости, в отличие от поведенческой терапии, на которую у большинства взрослых просто не хватает терпения.

Чему правда стоит научить ребенка?

По-настоящему ценные развивающие задачи включают в себя вещи, о которых многие взрослые не вспоминают вовсе или, по крайней мере, не думают в первую очередь. Но именно им стоит уделить больше всего внимания и обучить малыша.

1. Делать выбор

«Взрослым бывает сложно доверить ребенку выбор. Доверие — самый большой дефицит, который мешает гармонично выстраивать отношения как с детьми, так и друг с другом», — говорит Екатерина Рыбакова. 

Между тем выбор будет сопровождать человека на протяжении всей жизни и являться основным во всех видах его деятельности. И когда, если не в раннем детстве, формировать этот навык.

2. Исследовать мир

Поисковая и исследовательская деятельность — одна из основ жизни ребенка, которая строится на творчестве и общении. Первые годы жизни ребенок творит собственные миры — это и есть его главная задача.

«Творчество должно включать огромное количество задач с высоким уровнем неопределенности — „пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что“… Задача взрослого — конструирование для ребенка развивающих сред», — подчеркивает Александр Асмолов. 

Такой подход направлен на развитие субъектности, поддерживает активность и включает осознанность. 

3. Сотрудничать

Грань между сотрудничеством и опекой очень тонка. Взрослые часто испытывают соблазн ее нарушить. Однако так нельзя делать, даже если на первый взгляд кажется, что ребенку трудно самостоятельно справиться с поставленной задачей. 

«Как-то наши студенты волонтерили в организации, где содержатся дети с параличом, — рассказывает Алла Холмогорова. — Там запрещено помогать детям, но у взрослых автоматически возникает соблазн налить воды, подать что-то, хотя ребенок может и должен сделать это сам. Помогать нужно только в зоне ближайшего развития». 

Необходимо искать баланс между желанием сделать все за ребенка и порывами научить его справляться со всем самостоятельно.