Психолог Лена Фейгин отвечает на вопросы о подростках

Как установить доверительные отношения с подростком и убедить ребенка, что родители — самые близкие люди?

Лена Фейгин, психолог: Подростковый возраст сопровождается сепарацией. В целом этот процесс состоит из несколько стадий:

  • в 3 года ребенок понимает, что он отдельный от родителей человек;
  • в 7 лет начинается школа, и он осознает, что может полдня проводить без родителей;
  • дальше наступает подростковый период, который сопровождается гормональными процессами.
Процесс сепарации проходит через обесценивание авторитета родителей

Здесь важно отнестись к подростку с пониманием, стать для него доступным. Не вступать в бесконечную конфронтацию, а предлагать общение, говорить, слушать. Сказать подростку: «Я здесь, я с тобой, я могу высказать свое мнение — а ты можешь принимать собственное решение. Давай общаться!» Подростки могут уходить и хлопать дверьми, но нужно запастись терпением.

Как донести до ребенка, что творчество может стать профессией и приносить деньги? Особенно когда бабушки и дедушки не поддерживают, а в школе нет никаких специальных творческих занятий...

Бабушки и дедушки — тоже важные взрослые в жизни ребенка. Но их вовлеченность в воспитание может быть ограничена. Если бабушки и дедушки не поддерживают начинания подростка, то родители могут провести с ними беседу о важности поддержки и том, как это делать.

Если в школе нет возможностей для творческой реализации и ребенок не хочет в нее ходить, то нужно объяснить ребенку, что школа — это место, где нужно получить базовые знания, чтобы развиваться дальше.

Но не менее важно и найти «розетку», понять: где происходит реализация творчества?

Чтобы ребенок почувствовал крылья за спиной, он должен знать, что его поддерживают в его начинаниях. В подростковом возрасте бывает недостаточно, когда это делают только родители. Поэтому нужно подкрепление, которое может обеспечить творческая студия, дополнительные занятия, где другой значимый для ребенка взрослый будет поддерживать и укреплять его таланты.

Психолог Лена Фейгин отвечает на вопросы о подростках

Какую позицию занять родителям относительно гаджетов?

Я не противник телефонов, но есть несколько моментов.

  1. Если ребенок в телефоне, это не значит, что он занимается чем-то плохим. Есть много игр, которые развивают креативное и стратегическое мышление, есть много образовательного контента.
  2. Дети залезают в гаджеты, потому что им там интереснее. Вы можете вместе что-то поделать, куда-то пойти, и тогда ребенок отложит телефон в сторону. Если ему интересен мир вне телефона, он не будет тратить на него все свое время.
  3. Важно образовывать детей в вопросах информационной безопасности. Например: если тебе пишут незнакомые люди, то прежде, чем общаться и посылать фотографии, нужно обсудить ситуцаию со взрослыми; каким источникам информации можно доверять, а каким нельзя. Вот это важно проговорить с ребенком, чтобы его времяпрепровождение в телефоне было безопасным.

Как научить ребенка придумывать себе интересные дела, чтобы он не сидел постоянно в телефоне?

Каждому члену семьи важна востребованность и вовлеченность. Я очень часто рекомендую семьям одно упражнение: раз в неделю устраивать семейный совет. На семейном совете вы должны договориться о двух вещах: какие бытовые обязанности каждый из вас будет делать в течение недели и как вы проведете совместный выходной.

Каждый из членов семьи может вносить предложения

Они должны быть конкретными, выполняемыми и обоснованными — нужно ответить на вопрос, почему мы все вместе должны провести свой досуг так. Можно чередовать: одни выходные проводим как придумал папа, другие — как предложила мама, следующие — как решили дети.

Главное — реализовывать не только идеи взрослых, но и идеи, с которыми приходят подростки. Это классная история про взаимодействие, и для достижения результатов важно делать это упражнение регулярно.

В школе TUMO регулярно проходят открытые мастер-классы по всем направлениям обучения, лекции психологов и экспертов креативных индустрий.

Подробная информация и анонсы событий доступны на сайте школы.

Лена Фейгин

Об эксперте

Лена Фейгин — ученый, практикующий психолог, семейный терапевт, клинический психолог, автор книги «Хочу быть мамой, и папой тоже».