«Со мной все в порядке, это с системой что-то не так»: в Москве состоялась премьера спектакля о принятии своего тела | Источник: Пресс-служба
Фото

Пресс-служба

Как бы вы описали суть спектакля «Отличное тело» для тех, кто слышит о нем впервые?

Анастасия Польза: Это спектакль о том, как трудно и как необходимо научиться жить в собственном теле, а не в чужих ожиданиях о нем.

Карина Коэстани: «Отличное тело» — это не про идеальное тело, а про отличающееся, неудобное, ранимое, живое. Мы говорим о насилии нормой, о РПП, о стыде, который вшивается в кожу с детства, и о том, как тело при этом продолжает нас спасать и тащить вперед.

Как происходил поиск и подбор материала? Шел ли спектакль от книги или появилось решение поговорить на эту сложную тему, а потом был выбран первоисточник?

Карина Коэстани: Впервые материал, с которым мы работаем сейчас, я увидела в другом театре — и он очень сильно отозвался. Это стало отправной точкой: я поняла, что хочу продолжить этот разговор по-своему, расширить его, добавить в него свой опыт и опыт нашей команды.

Я смогла выйти из РПП во многом благодаря психотерапии: там я впервые почувствовала, что с моим телом можно обходиться бережно

Именно поэтому для меня важно так же бережно относиться к другим — я не оцениваю людей по весу и форме и не верю в «правильные» тела.

Анастасия Польза: Работа с этим материалом — очень личная необходимость поговорить о конфликте со своим телом, потому что я сама через него прошла. Я знаю, каково это — жить в постоянной войне с зеркалом, едой и весами, и как долго потом учишься замечать свое тело, а не только его «недостатки».

Через этот спектакль нам хочется донести очень простую мысль: главное — это то, что человек у себя один, и его тело, по сути, — это все, что у него есть. И так важно научиться его видеть, чувствовать, вселять в него жизнь, а не только критику и самообъективацию.

Как собиралась команда для создания спектакля?

Карина Коэстани: Команда «Отличного тела» собралась не по объявлению — она выросла из моего личного пути.

В 2022 году я открыла свой первый театральный проект. Тогда я все делала одна. Хрупкая девушка, которая мечтала о собственном театре, вдруг оказалась в реальности, где нужно быть не только режиссером, но и продюсером, и иногда даже администратором. Это было счастье, но и огромная нагрузка.

В больших театрах меня всегда окружала команда, а тут — только я и моя мечта

В 2025-м я пришла к Анастасии Пользе (Ползиковой). Я увидела в ней то, что невозможно не заметить: талант, харизму, редкую трудоспособность и внутренний огонь. Сначала я позвала ее просто сыграть одну из ролей, но очень быстро стало ясно — она не просто актриса. Сейчас Настя — мой партнер, продюсер и важнейшая часть этого спектакля. С нее, по сути, и началась наша команда, и я бесконечно благодарна ей за это. Скоро вы увидете Настю в новом амплуа. Мы начали работу над вторым спектаклем, где она сыграет главную и очень личную для себя роль. Но пока не буду раскрывать все карты.

Потом к нам присоединились хореограф Левоника (Елена Калустова), художественный цех, второй режиссер, звукорежиссер. Но это не «люди по задачам». Это горизонтальная, честная, доверительная команда, где каждый несет часть общего смысла. Такой спектакль невозможно делать иначе. Он рождается только там, где есть безопасность, взаимное уважение и готовность быть уязвимыми друг перед другом.

Насколько личной для вас является тема спектакля? Изменила ли работа над ним ваше собственное отношение к своему телу?

Анастасия Польза: Это личная история длиною в жизнь. Именно это и подтолкнуло меня выступить еще и в качестве продюсера и помочь с реализацией проекта. Работа над «Отличным телом» стала для меня формой исцеления, но, конечно, это не быстрый процесс. Тем не менее через своих героинь, через ежедневную работу с материалом и смыслами спектакля я нахожу силы говорить своему телу добрые слова, просить внутреннего критика быть тише и навсегда отказаться от идей любых хирургических вмешательств.

Карина Коэстани: Эта тема максимально личная. У меня свой путь через РПП, через самоненависть, через постоянные войны с зеркалом. Когда я ставлю этот спектакль, я иногда плачу в зале. Потому что героини говорят вещи, которые в разное время говорила себе я. В какой-то момент в процессе репетиций я поймала простую фразу: «Мое тело меня много раз спасало». И это стало точкой разворота.

Какой момент в спектакле вы считаете самым сильным и почему?

Карина Коэстани: Для меня один из самых сильных — монолог русской спортсменки — защитницы ЖФК «Спартак» Анны Кожниковой, который идет перед финалом. Это история тела, которое тащило семью из глубинки, выносило тренировки, пережило рак, операции, реабилитацию, и все равно возвращалось в спорт и к радости движения. В этот момент спектакль перестает быть просто разговором о травме и становится разговором о силе.

Анастасия Польза: Самое начало — вводная часть, полилог. Пять героинь выносят на авансцену главный вопрос, обсуждая со зрителем и друг с другом, почему принятие своего тела — не просто психологическая проблема отдельно взятых людей, а глобальная проблема всего человечества. Однажды мы с актрисами обсуждали этот кусок и выяснили, что буквально каждая из нас чувствует эту мощь от слияния пяти энергий женщин, которым всё это знакомо непонаслышке. Такие моменты — настоящее чудо творчества, от которого идут мурашки.

Как бы вы могли коротко описать миссию этого спектакля? Что может вынести из зала зритель после просмотра?

Карина Коэстани: Я бы хотела, чтобы зритель вышел из зала с двумя ощущениями: «Со мной все в порядке — это с системой что-то не так» и «У моего тела есть право на нежность, даже когда оно не вписывается ни в одну норму».

Анастасия Польза: Этот спектакль несет огромный вклад в социальные изменения в проблематике неприятия своего тела. Я уверена, что каждый, кто увидит постановку, как минимум, задумается о том, что тело — это не враг, это наш дом, который требует любви.

Как вам кажется, почему проблема неприятия тела стала такой катастрофически актуальной в наше время?

Анастасия Польза: Соцсети все еще остаются витриной. Хорошо покупается то, что красиво упаковано. Несмотря на тренд на новую искренность, красивая картинка все еще безумно актуальна, потому что на нее есть спрос.

В большинстве случаев эта красивая картинка не имеет ничего общего с реальной жизнью

Счастливая семейная пара с фотографии в социальных сетях в жизни сталкивается с изменами; блогер, рассказывающий про свои заработки, имеет долги и кредиты; а женщины, демонстрирующие свои красивые тела и лица, полдня их обрабатывают в специальных приложениях.

Карина Коэстани: Объем требований вырос до небес. Соцсети, бесконечные стандарты продуктивности, культ «улучшения» — тело стало проектом, который должен постоянно окупаться: лайками, вниманием, безопасностью в обществе. Мы живем в реальности, где женщина должна «не стареть», не толстеть, не болеть и так далее. Это невыполнимая задача.

На ваш взгляд, какую главную функцию должен выполнять современный театр?

Анастасия Польза: Современный театр должен рождать чувственный опыт, который трансформирует человека, влияет на его ценности и взгляды. Однако чтобы родить этот чувственный опыт, театру приходится пробиваться через стальной защитный панцирь с помощью современных технологий, жанровых экспериментов, актерских поисков и неожиданных решений. Я видела, как на постановках плачут люди, которые не плачут в жизни. Значит, современный театр справляется с этой задачей. И я думаю, мы тоже с ней справляемся.

Карина Коэстани: Для меня современный театр — это пространство, где можно честно посмотреть на реальность и не сойти с ума. Он может развлекать, провоцировать, воспитывать, лечить, но главное, что он может делать, — давать опыт сопереживания и узнавания.

А еще театр — это воспитание эмпатии у общества. Я верю, что театр до сих пор способен менять оптику и формировать ценности — но не через морализаторство. А через проживание. Когда ты вместе с актрисами проходишь путь от ненависти к телу до принятия, уже очень сложно вернуться к прежней жестокости — к себе и к другим.

Как вы справлялись с необходимостью говорить на очень откровенные и интимные темы целой командой? Создавало ли это особую атмосферу в коллективе?

Карина Коэстани: Мы много разговаривали. Иногда — больше, чем репетировали. Были слезы, были паузы, были шутки, потому что без юмора на эту тему никак. В какой-то момент репетиционная комната стала чем-то вроде безопасного круга: каждый приносил свой опыт — РПП, насилие нормой, травмы, страхи старения. Это создало особую атмосферу — не «рабочей группы», а сообщества, где можно быть уязвимой и уязвимым. И мне кажется, это чувствуется на сцене.

Анастасия Польза: Мне кажется, как раз то, что мы сумели говорить на откровенные и личные темы, дало нам столько силы пройти множество сложностей при постановке спектакля. Он с самого начала стал частью каждой из нас, и мы не могли сдаться даже перед лицом иногда титанических препятствий.

Постановка социально ориентированного проекта — это всегда вызов. Было ли сложно найти поддержку для спектакля с такой острой, даже неудобной для многих темой? Считаете ли вы, что такой театр сегодня может быть коммерчески успешным?

Карина Коэстани: Это не самая простая тема для поиска поддержки: она неудобная. Тут нет легкой повестки «про мечты» — тут кровь, стыд, боль, злость.

Но, парадоксальным образом, сейчас появляется зритель, который очень хочет про это говорить

Я верю, что социально ориентированный театр может быть коммерчески успешным, если к нему относиться не как к «бедному активизму», а как к полноценному художественному продукту: с качественной режиссурой, хореографией, музыкой, визуальным решением и продюсированием.

Анастасия Польза: Я согласна с Кариной. Все очень зависит от того, как ты подходишь к реализации этого продукта. Мы изначально задали очень высокую планку и уровень вовлечения и проработки при нуле внешнего финансирования. И будем только улучшать качество и расширять горизонты при дальнейшем коммерческом развитии. Только таким образом может выжить современный театр.

Вы работаете и в кино, и в театре. Почему для «Отличного тела» была выбрана именно театральная форма?

Карина Коэстани: Потому что здесь важно присутствие живых тел в одном пространстве. Кино дает мощный визуальный язык, но театр дает дыхание, пот, дрожь, ошибку, взгляд в глаза. Когда актриса говорит о ненависти к своему телу и в этот момент дышит на расстоянии трех метров от тебя — это другой уровень попадания. «Тело» как тема требует «тела» как формы.

Эта работа кажется очень личным проектом. В какую точку вас лично привела работа над «Отличным телом»? И в какую сторону вы планируете двигаться дальше в своем творчестве?

Карина Коэстани: Она привела меня в точку честности. «Отличное тело» закрепило для меня этот вектор: говорить о том, о чем обычно молчат, собирать разные женские и не только женские голоса и создавать пространство, где тело не нужно оправдывать.

Я хочу продолжать этот путь: работать с травмой, с памятью тела, с темой возраста, материнства, насилия, удовольствия — и искать для этого новые театральные языки

Один из новых материалов, над которым мы начинаем параллельную работу с Настей Пользой как с актрисой — это спектакль о том, как подростки подсаживаются на запрещенные вещества. Это будет большой манифест этой резонансной темы.

Анастасия Польза: Для меня «Отличное тело» стало актерским и продюсерским дебютом в театре. За спиной 10 лет медиакоммуникаций и продюсирования в других нишах, два года учебы на актерском, 15 лет танцев на самых больших сценах мира. И выход на театральную сцену в качестве актрисы и продюсера стал очень логичным продолжением всей моей предыдущей деятельности. Тем не менее моя жизнь разделилась на «до» и «после». То, что я испытываю, когда делаю «Отличное тело» и играю в нем, — не передать словами. Это настоящая жизнь, я чувствую себя живой.